Уважаемый рав Куклин,
Сегодня я прочитал Ваш ответ «Почему в йом тов нельзя пригласить нееврея в сукку?» В нём Вы чётко объяснили, по какой причине запрещено приглашать нееврея на трапезу в йом тов и почему нельзя в йом тов варить для нееврея и что в этих запретах нет ничего унизительного для нееврея. Большое спасибо!
Вы также писали, что если нееврей пришёл в гости сам, то, согласно алахе, нет проблемы, чтобы он участвовал в трапезе.
Однако этого ответа недостаточно! И вот почему: бывает ситуации, когда еврей обязан пригласить нееврея на трапезу, иначе нееврей обидится до глубины души. К примеру, у меня есть знакомый, которому родители сообщают до суккот, что на все дни праздника они приезжают в гости. Его отец нееврей. Если его не пригласить на трапезы, он ужасно обидится. Что делать?
Мендель
Уважаемый Мендель,
Вы поднимаете правильный вопрос, и очень хорошо, что Вы его поднимаете. Если хорошо знать закон, то всегда можно выполнить заповеди Творца, избегая обид и конфликтов. Поэтому в подобных ситуациях всегда важно спросить раввина, чтобы найти наиболее подходящее решение.
Подобный подход ярко демонстрирует приведенная Вами ситуация с отцом-неевреем. Думаю, что в этой ситуации разрешено пригласить его на трапезу, ведь в «Беур Алаха» приводится, что в ситуации, когда отказ обидит нееврея настолько, что это испортит хозяину дома радость праздника, разрешается его пригласить и угощать приготовленной до праздника пищей.
Поским (законоучители) дают дополнительный совет – подарить нееврею до праздника всю пищу, предназначенную для него (нужно спросить у раввина, как это правильно сделать). И тогда он будет есть в йом тов свою пищу, а в этом, разумеется, нет проблемы.