Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Мёд в иудаизме

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Общие сведения

В еврейских источниках меду отведено довольно важное место. В Писании о меде говорится пятьдесят четыре раза. Часто упоминание о меде сопутствует восхвалению Земли Израиля, как, например, «…Земля, истекающая молоком и медом…»[1] или «Земля пшеницы и ячменя, и винограда, и инжира, и граната, земля оливкового масла и меда»[2].

Слово דבש (дваш), которое на русский язык переводится, как «мед» в разных еврейских источниках может выступать в нескольких отличающихся друг от друга значениях: разные виды сладостей[3], сладость плодов[4], финики или финиковый сироп[5], пчелиный мед[6].

В Писании слово дваш в подавляющем большинстве случаев используется в значении финикового нектара, который либо из истекает из фиников самостоятельно, либо под влиянием человека[7]. Хотя иногда и в Письменной Торе речь идет о пчелином меде[8]. Кода мудрецы говорят о меде, они, как правило, подразумевают мед, выработанный пчелами[9].

Согласно свидетельству наших учителей, когда человек произносит слово «мед», он тоже обычно имеет в виду пчелиный мед[10]. Поэтому, когда люди берут на себя обеты, связанные с медом и произносят слово дваш, никак его не комментируя, считается, что они приняли на себя обет в отношении пчелиного меда[11]. Когда человек говорит о финиковом меде, он это специально подчеркивает[12].

Финиковый мед

Несмотря на то, что финиковый мед (он же силан, финиковый сироп, финиковый нектар, финиковая патока, руб, добос, хилек) всегда считался важным напитком, мудрецы не установили для него специальное благословение. Перед тем, как его употребить в пищу, как самостоятельный продукт, произносят: «Благословен Ты Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, по слову Которого возникло все» (шэ-а-коль нийа би-дваро), а после того, как выпили финиковый нектар объемом в рвиит (רביעית — четверть (лога), что в современных мерах объема, согласно одним мнениям, составляет 150см3, а согласно другим, – 86см3) или более, произносят: «Благословен Ты Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, Создающий души многочисленные и все, в чем они нуждаются» (борэ нэфашот). Объем рвиит для благословения после еды является одним из следствий того, что по мнению законоучителей, мед считается напитком, а не пищей[13].

В финиковом сиропе иногда попадаются жучки и личинки. Чтобы он был разрешен в пищу, его необходимо процедить через мелкоячеистое сито. Если сироп предварительно немного подогреть, то процеживать его значительно легче. Финиковый сироп, помеченный эхшером, подтверждающим отсутствие нечистых животных, разрешено употреблять в пищу не процеживая.

Запрет Торы воскурять на жертвеннике коль (любой) дваш[14] распространяется на все виды сладких продуктов[15].

Пчелиный мед

Пчелиный мед, хотя и вырабатывается с помощью нечистого вида насекомых, разрешен в пищу[16]. Он не подпадает под общее правило, гасящее, что все то, что выходит из нечистого вида (животных), является нечистым, ибо пчелы не выделяют его из своего тела, а являются только его сборщицами и временным резервуаром для хранения. В Талмуде существует также мнение, согласно которому, мед разрешен, т.е. его специально разрешило Писание[17].

Мед формируется из нектара, собранного медоносной пчелой, который по ее узкому пищеводу попадает в довольно вместительный зоб, где с помощью ферментов, содержащихся ее слюне, происходит расщепление двумолекулярных сахаров нектара на одно молекулярные глюкозу (виноградный сахар) и фруктозу (фруктовый сахар). Сами ферменты в процессе реакции по большей части распадаются и их содержание в готовом продукте настолько ничтожно, что оно не влияет на его кашерность. Готовый мед пчела изрыгает на созданные ею же восковые соты, чтобы заготовить себе запасы корма на зиму[18].

В отношении благословений на пчелиный мед, как перед тем, как его есть, как самостоятельный продукт, так и после того, как ее ели, закон идентичен закону благословений на финиковый сок[19].

Пчелиные соты разрешено жевать и высасывать из них мед, хотя формирующий их воск является продуктом жизнедеятельности пчелы – он создается в процессе выделения восьми желез, находящихся в ее пищеварительной системе. Поскольку воск не имеет вкуса, он не считается пищей и к нему не относятся законы кашрута.

В неочищенном меде можно обнаружить части пчел, которые запрещены в пищу. Но поскольку мед обычно подвергается очень тщательной фильтрации, нет причины опасаться, что в нем остались запрещенные частички. Это верно несмотря на то, что при фильтрации мед нагревается до высокой температуры и происходит впитывание вкуса частичек пчел в мед, ибо проникновение испорченного вкуса (таам ле-пгам), каким является вкус насекомых, не делает продукт запрещенным[20]. Таким образом, если мед прошел очистку и о нем известно, что он не содержит никаких добавок, он разрешен в пищу. Это также верно, и в случае меда, приготовленного неевреем[21]. Мед, в состав которого входят дополнительные вещества, требует сертификата авторитетной раввинской организации, отвечающей за кашерность продуктов (эхшер).

Прополис также не является продуктом переработки организма пчелы: смола растительных культур приклеивается с внешней стороны к ее ножкам, и она только переносит ее в соты. Поэтому сам прополис разрешен в употребление. Если он поставляется в виде спиртовой настойки, требуется эхшер для спирта и дополнительных веществ, входящих в ее состав, помимо прополиса.

Еще один продукт, связанный с жизнедеятельностью пчел – это маточное молочко, создаваемое специальной железой, находящейся в голове пчелы и служащее пищей для ее личинок, в основном для той из них, которая в будущем станет маткой. Это молочко обладает горьким вкусом и используется как лекарство. В вопросе о кошерности маточного молочка существуют разные мнения среди авторитетов Торы и каждому следует выяснить закон у своего раввина.

Мед, вырабатываемый другими видами насекомых, помимо пчел, практически не встречается. Но если возникнет вопрос о таком виде меда, следует и в этом случае обратиться к компетентному раввину.

Мед-консервант

Существует интересный закон, связанный с медом. Насекомое запрещено в пищу только в случае, если от момента его появления на свет прошло менее двенадцати месяцев. Поэтому зараженный насекомыми продукт, который хранился двенадцать месяцев или дольше и о котором доподлинно известно, что за это время в нем не завелись новые существа (другие не могли попасть в него извне, а находившиеся в нем прежде не могли размножиться), разрешено употреблять в пищу. Данное правило не распространяется на случаи, когда насекомое находилось в меду (а также в сахаре, в уксусе, в солевом растворе, в морозильной камере или в консервах) ибо мед (и другие названные продукты и условия хранения) сохраняет его свойства и по прошествии двенадцати месяцев.

Мед в открытом сосуде

Согласно некоторым мнениям, если пчелиный мед без наблюдения оставался в незакрытом сосуде в месте, где водятся змеи или скорпионы, его запрещено употреблять в пищу из опасения, что его ели змея или скорпион и оставили в нем свой яд[22].

Отдаление ульев

Один из законов, связанных с производством пчелиного меда, упомянутый в Устной Торе – это обязанность отдалить ульи от населенного пункта по меньшей мере на расстояние в пятьдесят амот (согласно одним мнениям, мера длины ама эквивалентна сорока восьми сантиметрам, а согласно другим – пятидесяти семи и шести десятым сантиметра), чтобы предотвратить вред, который пчелы могут причинить людям[23].

Мед-напиток

В законах о ритуальной чистоте есть правило, гласящее, что продукты питания могут принять на себя ритуальную нечистоту только в случае, если их преднамеренно смочили одной из семи жидкостей, одной из которой является пчелиный мед (остальные шесть: вода, роса, кровь, вино, масло и молоко)[24].

Из вышеприведенного закона существует следствие, которым мы в наше время пользуемся на практике. Перед тем, как есть какой-либо плод, на котором находится пчелиный мед (или один из других упомянутых выше напитков), обязан сделать омовение рук, не произнося при этом благословение[25].

На вещества, которые считаются напитком в отношении законов о ритуальной чистоте, распространяются определенные устрожения, как например то, что они от соприкосновения с ритуально нечистым предметом принимают первую степень нечистоты. Одним из таких веществ является пчелиный мед, который отделили от сот[26].

Законы субботы

При употреблении меда следует учесть ряд предостережений, связанных с законами субботы. Согласно некоторым мнениям, запрещено делать Кидуш на вино в состав которого входит мед[27] и при возможности следует учитывать на практике это мнение[28].

Мед не кладут в горячий кли ришон и кли шени и не льют на него воду, температура которой 45℃ и выше. В кли шлиши разрешено положить даже затвердевший мед, но размешивать его ложкой, чтобы он быстрее растворился в воде или чае, запрещено.

Мед не смешивают в субботу с творогом и другими продуктами подобной консистенции[29].

Если в субботу возникла необходимость завесить улей, чтобы оберечь его от попадания дождя или солнца, необходимо учесть ряд условий. Запрещено иметь намерение лишить пчел возможности покинуть улей и завесить его таким образом, чтобы оставалась хотя бы малая вероятность того, что они при желании могут из него улететь[30].

Если соты прочно соединены с ульем, их запрещено вынимать из него в субботу[31].

В субботу запрещено готовить из меда напитки, которые используют специально в случае болезни, а также лечиться с помощью такого напитка[32].

Мед на Песах

Полностью натуральный мед разрешено употреблять в праздник Песах[33].

Обычаи, в которых используется мед

Существует традиция, согласно которой, мальчику, который начинает учить буквы Святого Языка, дают таблицу с буквами, обмазанною медом, которую тот с великим удовольствием облизывает. Это делает учебу букв радостней и интересней и подсознательно связывает ее с чем-то сладким и приятным.

В еврейский новый год, Рош а-Шана, в качестве доброго знамения на весь наступающий год, принято есть яблоки с медом. В Рош а-Шана принято также обмакивать в мед ломти хлеба и делают это до завершения праздника Суукот.

В некоторых семьях принято есть в Шавуот мед, т.к. Писание уподобляет Тору меду[34]: «Сотовый мед источают уста твои, невеста; мед и молоко под языком твоим…»[35]. И еще сказано: «Как сладки для неба моего слова Твои, слаще меда для уст моих»[36]. И в другом мете: «Сотовый мед – речи приятные: сладость душе и исцеление для костей»[37]. И еще: «…и был он во рту моем сладок, как мед»[38].


[1] Ваикра 20:24.

[2] Дварим 8:8.

[3] Раши, «Сукка», 6а; «Тосафот», «Меила», 12б и др.

[4] Шмуэль 1:14:26; Шир а-Ширим 5:1; Раши Ваикра 2:11 и «Швуот», 12б; Раши, «Тосафот» и Рош, «Брахот», 36б и др.

[5] Дварим 8:8; Раши, Дварим 26:2, «Брахот», 41б и «Ирувин», 4б; Иерусалимский Талмуд, «Бикурим», 1:3 и «Недарим», 6:7.

[6] Дварим 32:13; «Шофтим», 14:8; тосэфта «Шабат», 9:13.

[7] Раши, Дварим 26:2, «Брахот», 41б и «Ирувин», 4б; «Хинух», мицва 117.

[8] Шофтим 14:8 и 9; Шмуэль 1:14:27.

[9] «Укцин», 3:11; «Бхорот», 7б; Радбаз, ч.3, п. 962; Раши и рав Овадья ми-Бартанура, «Махширин», 6:4.

[10] Радбаз, там же.

[11] «Недарим», 53а.

[12] «Яд а-Хазака», «Илхот Недарим», 9:14; «Шулхан Арух», «Йорэ Дэа», 217:13 и 14.

[13] «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 202:8.

[14] Ваикра 2:11.

[15] «Яд а-Хазака», «Илхот Исурэй Мизбеах», 5:1 и «Илхот Санэдрин», 19:4.

[16] «Бхорот»,7б; «Шулхан Арух», «Йорэ Дэа», 84:8.

[17] «Бхорот», там же.

[18] «Яд а-Хазака», «Илхот Маахалот Асурот», 3:3.

[19] «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 204:10.

[20] «Шулхан Арух», «Йорэ Дэа», 81:8.

[21] Там же, 114:7.

[22] «Приша», «Йорэ Дэа», 116:12.

[23] Тосэфта «Баба Батра», 1:9.

[24] «Махширин», 6:4; «Яд а-Хазака», «Илхот Тумат Охалин», 1:2.

[25] «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 158:4.

[26] Рабби Овадья ми-Бартанура, «Укцин», 3:11.

[27] «Яд а-Хазака», «Илхот Шабат», 29:14.

[28] «Мишна Брура», 272:23.

[29] «Шмират Шабат кэ-Илхата», 1:59 и 8:16; «Орхот Шабат», 1:48 и 4:50.

[30] «Шулхан Арух», там же, 316:4.

[31] «Шулхан Арух», там же, 321:13.

[32] «Шулхан Арух», там же, п.17.

[33] «Шулхан Арух», там же, 467:8.

[34] «Мишна Брура», 494:13.

[35] Шир а-Ширим 4:11.

[36] Тэилим 119:103.

[37] Мишлей 16:24.

[38] Йехезкель 3:3.

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому