Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Настоящий выбор — Недельная глава Ницавим

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Ницавим (Дварим 29:9-30:20)

Рав Йеошуа Берман


«Смотри, Я предложил тебе сегодня жизнь, и добро, и смерть, и зло, ибо заповедую Я тебе сегодня любить Бога, Всесильного твоего, идти путями Его, и соблюдать заповеди Его, и установления Его, и законы Его, чтобы жил ты и размножился… Но если отвратиться сердце твое, и не будешь слушать… То сказал Я вам сегодня, что погибнете вы… В свидетели призываю Я на вас сегодня небо и землю, что жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие, — избери же жизнь, чтобы жил ты и потомство твое (Дварим 30: 15-19) ».

Рабейну Йона считает этот явный запрет повелительной заповедью, обосновывая это тем, что человеку необходимо выбрать то, что хорошо, и классифицирует ее как один из высших уровней человеческих достижений и особенностей.[1]

На первый взгляд это заявление рабейну Йоны кажется очень сложным для понимания.

Бог повелевает нам не делать одни определенные вещи и делать другие, после чего обещает нам большое вознаграждение, если мы исполним Его волю, и страшное наказание, если мы этого вдруг не сделаем, не дай Бог. Становится очевидным, что этот факт, как пишет Рамбам [2], предполагает, что у нас есть определенная свобода выбора, благодаря которой мы решаем, слушать Его или нет.

Таким образом, в каком смысле наставление «изберите жизнь» можно считать отдельной независимой заповедью? Разве это не является просто неким поощрением и побуждением нас выполнять то, что уже было заповедано нам Торой? Разумеется, если бы не заявление рабейну Йоны, мы бы поняли эти слова как общие, подбадривающие слова, как совет, но не как отдельную мицву.

Кроме того, из чего мы делаем вывод, что свобода выбора — это высший духовный уровень? Разве наша свобода выбора не является безусловным фактом нашего существования? Всевышний создал нас со свободой выбора, чтобы мы могли сами решать, слушать нам Его или нет, и тем самым иметь возможность получить нашу высшую награду (или нет, не дай Бог). Итак, как же тогда эту неотъемлемую функцию нашего существования следует рассматривать как высший уровень?

Рабейну Йона ясно говорит, что «изберите жизнь» — это заповедь, чтобы быть тем, кто выбирает, человеком, проявляющим волю. Как мы должны это понимать?

Первое, что нам нужно учитывать при рассмотрении этой темы — это тот факт, что определяющий фактор человека — нечто, делающее его совершенно уникальным и отличающимся от любого другого творения — это его возможность свободы выбора. Именно эта возможность делает его действия значимыми, наделяет его определенной ответственностью и позволяет ему исполнять повеление делать добро и избегать зла и тем самым заслужить вечную награду в Будущем Мире.

Поэтому важно понимать, как именно эта уникальность и отличие от всех других созданных Всевышним существ во Вселенной проявляется и в чем выражается.

Когда корова гуляет по полю с травой, исследуя его, чтобы найти оптимальный участок, на котором она сможет пообедать. В этом случае логично предположить, что ей принимается какое-то решение относительно того, какой именно участок травы выглядит наиболее привлекательным, где больше тени, где трава сочнее и т. д. Конечно, когда речь идет о более разумных животных, они определенно кажутся наделенными некими возможностями для принятия такого рода решений. И люди так же могут быть вовлечены в этот вид «принятия решений». Например, как можно заметить, довольно часто мы мучаемся от того, что не можем решить, чем нам пообедать или поужинать или в какой парк выбраться для прогулки. И, по правде говоря, в сущности нет никакой разницы между этим типом принятия решений и тем, когда кто-то размышляет и прикидывает, какой отель или тур подходит больше подходит для отпуска, какой автомобиль купить разумнее, какие обои поклеить при ремонте и т. д.

Очевидно, что эта форма принятия решений не та, о которой говорится, что она характеризует свободу выбора и уникальность человека.

Должно быть, как сказано в стихе, дело в выборе между добром и злом, жизнью и смертью, который проявляет истинную человеческую силу свободы выбора.

Однако это не может быть случайностью. Должна присутствовать какая-то весьма существенная разница в сути, которая помогает определить, о каком виде принятия решений идет речь.

Одно из различий, как объясняет рав Яаков Вайнберг, состоит в том, что первый тип решений не имеет смысла — в отличие от второго. Первый относится к эфемерным удовольствиям, которые не имеют долговременного значения, а второе — к бесконечному смыслу и реализации главной цели всего творения.

Несомненно разумно, что помимо относительной значимости предмета конкретного решения существует также очень реальная разница в сущности самого процесса принятия решений. Другими словами, конкретная способность, используемая в процессе выбора между добром и злом, не является той же самой способностью, что и та, который используется, когда вы принимаете приземленные решения на уровне животного типа «что является самым легким / самым приятным».

То, что все другие существа, в отличие от человека, не имеют возможности выбирать между добром и злом, не случайно. Сама человеческая способность и сила делать выбор такого уровня абсолютно уникальна.

Эту уникальность понимается следующим образом. Все «выборы» животных — это просто вопрос инстинкта, заранее запрограммированные решения, если хотите, как действовать и реагировать в любой конкретной ситуации. Корова тянется к самому привлекательному участку травы в результате врожденного инстинкта, чтобы удовлетворить свой голод самым лучшим образом. Олень немедленно убегает при малейшем намеке на опасность в результате врожденного инстинкта самосохранения, чтобы избежать смерти от лап хищника. И так далее. Животные могут принимать решения из разряда «бороться или убегать», но эти решения являются исключительно функцией их врожденного инстинкта выживания и, следовательно, вовсе не могут сравниваться со свободой выбора, данной человеку.

Ни одно из «решений» животных не является сознательным поступком или проявлением воли; скорее они все являются актом подчинения силе своих врождённых инстинктов.

Однако с человеком все совсем не так. Человек обладает именно уникальной способностью проявлять силу воли. Он обладает способностью взвешивать и сравнивать разного уровня ценности, оценивать моральные последствия ситуации и определенных действий и преодолевать естественное желание идти по пути наименьшего сопротивления ради того, чтобы делать то, что правильно и хорошо.

Быть тем, кто выбирает, значит контролировать себя — не слепо следовать своим естественным желаниям и базовым инстинктам, и не просто плыть по течению и делать то, что требует наименьших усилий или обеспечивает наибольшее удовольствие — это не позволять себе реагировать на ситуации на уровне автоматизма врожденных характеристик своей личности. Можно сказать, что он использует свою силу воли, зрелую оценку каждой ситуации с полным ее осознанием, и, взвесив все за и против и будучи достаточно проинформированным, решает, как было бы правильно и хорошо поступить именно сейчас — и, что немаловажно, придерживается своего решения. Не потому, что это проще всего, и не потому, что это заставляет его чувствовать себя лучше всего в данный момент, а потому, что это то, что хорошо и правильно. [3] Тот, кто выбирает, будет преодолевать свои природные желания, инстинкты и склонности характера, если это необходимо, для принятия решений, продиктованных разумом.

Человек может не нарушать каких-либо заповедей, но при этом все же не функционировать как тот, кто выбирает. Возьмем, к примеру, человека, который был воспитан в страхе перед Всевышним, с самого раннего детства  изучающий Тору и привыкший следовать ее законам. Очень возможно, что функционирование этого человека как личности могло бы являться решением всегда идти по пути наименьшего сопротивления. Учитывая его положение и окружение, жизнь в таком ключе может и не привести его к нарушению каких-либо заповедей, по крайней мере, в том, что касается основной части его жизни.

Даже люди, живущие в менее «чистом» окружении — то есть окружении, в котором требуется реальная сила воли, чтобы избежать нарушения заповедей Всевышнего — имеют безграничные возможности теоретически позволить своей нуждающейся в особых усилиях силе воли временно задремать и работать по законом животного мира (где выбирается самое приятное или простое), при этом не нарушая заповедей. Среди примеров можно назвать выбор будущей профессии, предпочтительного для жизни района города, оптимального по характеристикам автомобиля. Это всего лишь несколько решений, которые можно принять автоматически, пользуясь животным выбором, при этом не обязательно нарушая заповеди, или же принять осознанно, то есть базируя свои решения на ценностях и правильном направлении, которые в свою очередь основываются на положительных чертах характера. [4]

И даже в рамках заповедей есть невероятное множество возможностей для того, чтобы активировать нашу способность принимать значимые решения. За мнением каких раввинов мы следуем, в какую синагогу ходим, сколько времени тратим на наши молитвы и благословения, как мы их произносим, какой конкретный подход мы принимаем при изучении Торы, как мы надеваем тфилин, какие блюда готовим на шабаты и праздники — по существу, каждая заповедь, которую мы исполняем, может быть либо своего рода решением на автопилоте, типа,  просто плыть по течению и идти по пути наименьшего сопротивления, либо может осуществляться осознанно, продуманно и после определенных размышлений, которые характеризуют человека, делающего выбор.

Заповедь «выбрать жизнь» предписывает нам функционировать как тот, кто делает выбор — крепко держаться за бразды правления и контролировать себя.

Это позволяет нам жить максимально осознанно, когда сознательный выбор между добром и злом, правильным и неправильным, лучшим или худшим, хорошим или еще более хорошим (и даже плохим или не очень плохим) характеризует, насколько мы приближаемся к выбору жизни, а не просто проходим свой путь на автопилоте с наименьшим сопротивлением, зато максимальными легкостью и удовольствием.

Надо понимать, что уровень возможности свободы выбора и осознанных решений — одна из самых высоких вершин, к которым может стремиться человек. [5]

«Избери же жизнь, чтобы жил ты и потомство твое».


Сноски

  1. См. в Шаарей Тшува, Шаар 3 и дальше.
  2. Хилхот Тшува 5:4.
  3. Важно отметить, что порой то, что является правильным выбором, так же может оказаться более простым, более привлекательным или более приятным. Однако этот аспект решения для того, кто делает выбор, не является основным фактором. Скорее, основным фактором является то, что является правильным и хорошим. Однако факт, что определенная цепочка действий может оказаться более трудной или менее желаемой, автоматически не означает, что она является правильной. В то же время важно, когда человек сталкивается с вопросами, при решении которых один вариант действий очевидно более желаем и / или удобен, чем другой, необходимо предпринять попытку выйти за пределы некоего своего автопилота, чтобы позволить себе принять правильное решение максимально объективно.
  4. Например, можно было бы решить, в какую сферу следует идти учиться, основываясь исключительно на эгоистичных и финансовых соображениях, а можно подойти к делу иначе и учитывать, какая работа позволит принести больше всего пользы другим людям или сколько времени ему удастся проводить с семьей и т. д. В первом случае из-за определенной мотивации человек не функционирует как хозяин своего выбора, а во втором — функционирует.
  5. Важно отметить, что концепция лестницы по определению означает, что никто не может внезапно достичь всего одним махом и за мгновение стать настоящим хозяином своего выбора. Это постепенный процесс, который, как и любая другая лестница, требует поэтапного приближения к достижению цели медленным, выверенным и уравновешенным шагом Поэтому, в зависимости от того, на какой стадии процесса находится человек, неизбежно возникает необходимость позволить себе расслабиться от постоянного нахождения в состоянии того, кто принимает решения. Те, кто ближе к началу дороги, могут, пожалуй, нуждаться в расслаблении от «упражнений» большую часть времени (конечно, если это не приведет к нарушению еврейского закона). Главное — делать все разумно, чтобы не вышло так, что вы в какой-то момент не сможете идти дальше от напряжения, потому что возложили на себя ношу, которая находится за пределами текущего уровня возможностей.
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому