Любите Б-га всем сердцем, всей душой своей и всем своим достоянием. (Первое предложение в молитве Шма). Произнося «Шма», думайте о том, что вы готовы пожертвовать своей жизнью и своим имуществом ради освящения Его Имени. Этим вы подтвердите слова псалма: «Ведь ради Тебя мы шли на смерть каждый день» (Теѓилим, 44:23)
В Гмаре написано:
«И полюби Б-га… всей своей душою» — даже если Он забирает твою душу (т.е. в момент смертельной опасности). «Всем своим достоянием» — следует любить Творца, не жалея ради Него всего своего имущества (Вавилонский Талмуд, Брахот 54а; Рамбан, Дварим, 6:5).
Пишет Раши:
Для человека, который любит жизнь больше, чем имущество, сказано: «… и всей своей душою», а для того, кто любит деньги больше, чем жизнь, написано: «… и всем своим достоянием» (Раши, Дварим, 6:5).
Рав А. Данциг комментирует:
При чтении первого стиха Шма верным было бы подумать человеку, будто он жертвует своей жизнью за веру, — и следует представить себе, будто в это мгновение он сгорает на костре ради освящения имени Б-га. Тогда готовность к самопожертвованию будет засчитана ему, будто он, на самом деле, пожертвовал своей жизнью. (Р. А. Данциг, Хаей Адам, 21:11).
Даже когда забирает душу!
Вопреки строжайшему запрету римлян раби Акива продолжал собирать людей и преподавать им Тору. Он был схвачен и подвергнут мучительной казни. В момент казни наступило время чтения Шма, и раби Акива собрался выполнить эту заповедь. Ученики спросили мудреца: «Неужели даже в такой момент?!» «Все свои дни, — пояснил он, — я ждал, когда мне представится выполнить повеление «И полюби Б-га… всей своей душою» — даже в час, когда Он забирает душу. И вот, такой час наступил, так неужели я не выполню Его повеление?!»
Раби Акива начал читать первую строку «Шма Исраэль…», и во время произнесения последнего слова אחד («Един») – отлетела его душа.
(Вавилонский Талмуд, Брахот, 61б).
Пишет Ор Йехезкель:
Когда человек осознает, что его жизнь связана с его душой, а тело – это всего лишь его «одежда», ему будет легко «пожертвовать жизнью» ради освящения имени Б-га. Ведь он приносит в жертву не «себя»: его душа остается с ним, а тело, которым он жертвует – всего лишь «одежда». И если человек удостоится ощутить влечение к жизни души и ее «вкус», тогда у него появится искренняя готовность пожертвовать своей жизнью ради освящения имени Б-га.
«Времени осталось совсем немного»
Когда началась Вторая Мировая война, рав Эльханан Вассерман был в Америке, где собирал деньги для своей ешивы. Ему предложили политическое убежище, но он вернулся к своим ученикам в пылающую Европу.
С приходом в Литву нацистов рав Вассерман оказался в ковенском гетто. В середине лета 1941 года литовские полицейские ворвались в помещение, где он занимался с учениками. В числе многих других евреев их повели в Девятый форт ковенской крепости, где нацисты проводили массовые «ликвидации» еврейского населения. По свидетельству чудом уцелевшего очевидца, по пути рав Вассерман разъяснял идущим на казнь ученикам смысл и значение заповеди кидуш Ѓашем – освящение имени Б-га. «Как видно, на Небе нас избрали для того, чтобы искупить народ Израиля, — говорил он. – Времени осталось совсем немного, до Девятого форта рукой подать – мы должны полностью раскаяться и тогда наше жертвоприношение будет принято. Благодаря этому будут спасены жизни наших братьев и сестер в Америке и других странах».
Он говорил мягким, спокойным голосом, как на обычном уроке в ешиве, — ни в его походке, ни в выражении лица не было заметно никаких изменений. Пред самым расстрелом рав Вассерман произнес: «Давайте пойдем с высоко поднятой головой, … ведь сейчас мы исполняем самую великую заповедь Торы – освящение имени Б-га» (Гдолей га-дорот; Бе-сетер раам с. 406).
«Не каждый этого удостаивается»
В 1944 году нацисты приступили к окончательному уничтожению евреев Венгрии. Один из духовных лидеров венгерских евреев был привезен со всей его общиной в концентрационный лагерь Аушвиц (Освенцим). На подходе к газовым камерам люди разрыдались. Тогда рав Эренрайх обратился к своей общине и призвал принять приговор Небес с любовью и радостью – «ведь не каждый день предоставляется возможность освятить Имя Б-га и не каждый человек этого удостаивается»
По свидетельству одного из уцелевших узников, рав Эренрайх произнес благословение на выполнение заповеди Кидуш Ѓашем и вошел в газовую камеру со словами «Шма Исраэль» на устах. (Гдолей га-дорот; Ки эш кадха бе-апи, с. 139).
Материал из книги «Пути Жизни рабейну Ашера», издательство Пардес. Эту книгу можно купить на сайте Еврейской Книги.