В трактате «Авот» написано, что Всевышний подверг Авраама десяти испытаниям, и праотец с честью вынес их все. Рабби Овадья из Бертиноро упоминает эти испытания в следующем порядке:
- В Ур-Касдиме Нимрод бросил Авраама в огненную печь.
- Всевышний приказал Аврааму покинуть свой родной дом и идти в Ханаан.
- Голод в Ханаане.
- Фараон забирает Сару.
Остановимся на этом пункте. Давайте разберем испытания по порядку. Нимрод, который железной рукой правил в Ур-Касдиме, приказал поклоняться солнцу и луне, ветру и облакам. Он отрицал монотеизм. Авраам же разбил статуи идолов и начал пропагандировать веру в Одного Б-га (см. Рамбам, «Авода зара» 1:3). Авраама арестовывают. Нимрод приказывает ему поклониться одному из идолов на выбор. Юноша отказывается, и изувер бросает его в печь. Но Всевышний спасает Авраама. Слух освершившемся чуде распространяется по всей стране, люди оставляют идолов и учатся монотеизму у Авраама и Сары.
Хэппи-энд? Нет. Б-г открывается Аврааму и приказывает ему бросить всё и идти в «землю, которую Я покажу тебе». Праотец не пытается переубедить Всевышнего. Он встает и уходит, понимая, что его миссия на родине закончилась.
В земле Ханаанской Авраама ждут тяжелые дни. Голод не только вынуждает его искать пропитание в другой стране, но и отрицательно действует на умы окружающих: «Ага, наши божки рассердились на Авраама. Так кто же сильнее, его Б-г или наши идолы?»
Праотец исполняет то, что приказал ему Всевышний. Он покидает обещанную ему Эрец-Исраэль и спускается в Египет, где Авраама и Сару ожидают новые испытания. Любимую жену забирают во дворец к фараону. Но внезапно картина меняется.
Всевышний поражает египетского владыку и его семью язвами. Тот возвращает Сару Аврааму, а в качестве компенсации дарит стада, золото и серебро, рабов и рабынь.
«И шел он прежними своими переходами с юга и до Бейт-Эля (…) и возгласил там Аврам Имя Г-сподне» (13:3-4). Раши объясняет, что на обратном пути Авраам выплатил все свои долги. Наши мудрецы добавляют — не только материальные долги выплатил праотец, но и духовные. Он объяснил всем тем, кто сомневался в величии Б-га, зачем Творец подверг его таким тяжелым испытаниям. Скитания, голод и похищение жены привели Авраама и Сару к конечному результату, заключавшемуся в материальном и духовном благополучии.