Вопрос:
У меня несколько вопросов и соображений, но все на одну тему, откуда берётся характер человека. Конечно, человеку прививаются какие-то ценности, этику поведения. Но меняется ли его характер? У младенца тоже есть характер, хотя он еще не знает ничего. Или характер определяется только набором генов, переданных от родителей? Тогда в каждом новом воплощении характер разный. А если характер человека — характер его души, тогда в любом его воплощении он одинаков (ведь у всех та жа душа). Виктория, Днепропетровск
Ответ:
В Талмуде (трактат Шабат 156 а) сказано: «Тот, кто родился под планетой Маадим (Марс) будет проливать кровь[1]». Т.е. в характере этого человека будет склонность к кровопролитию. Рав Аши говорит о таком человеке, что он будет моэлем (делать обрезание младенцам), или резником (заниматься кошерным убоем скота), или убийцей. Объясняет Виленский Гаон (в комментарии к Мишлей 26, 2): рав Аши сообщает нам, что, хотя не во власти человека полностью изменить свой характер, ему принадлежит выбор — как использовать свой характер. Он может стать праведником и выполнять заповеди, будучи моэлем, может быть обычным, средним человеком, работая резником, а может стать преступником. Характер человека, без сомнения, является врождённым, и его невозможно существенно изменить. С физической точки зрения он, разумеется, определяется генами, которые достались человеку от родителей. Однако из книги Зоар (Берешит 20 б), а также из трудов величайшего каббалиста Аризаля («Врата реинкарнации» 1) нам известно, что тело — одежда души (и как одежда сшита по размерам тела человека, так тело каждого человека соответствует его душе). В таком случае, корень своеобразия человеческого характера — индивидуальность души каждого человека. В каббалистических книгах сказано, что у каждого человека есть душа, отличная от всех других душ. Эта специфика душ называется у мудрецов словом мазаль (буквально «созвездие»).
Отсюда можно вывести важный принцип воспитания: поскольку характер человека — данность и изменить его полностью невозможно, цель воспитания — не изменить характер, а повести воспитанника правильным путём, соответствующим его характеру.
Этот принцип преподал нам царь Шломо (Соломон) в книге Мишлей (22, 6): «Наставляй юношу согласно пути его, и он не уклонится от него, когда и состарится». Объясняет Виленский Гаон: ребёнка следует воспитывать в соответствии с его характером («путь его»). Если его поведут тем путём, который ему подходит, он и в старости не сойдёт с этого пути. Если же заставлять его изменить свою природу, характер, он, может быть, в данный момент и послушается — из страха. Но позже, когда «его шея освободится от ярма», обязательно сойдёт с этого пути, потому что он не может переломить свою природу.
[1] Ивритское слово «Маадим» – марс – однокоренное слову «адом», что на иврите обозначает красный цвет, цвет крови.