Во многих ашкеназских общинах в начале церемонии бракосочетания (хупы) принято, чтобы невеста обходила вокруг жениха против часовой стрелки семь раз (или три, согласно обычаю некоторых общин). Шестой Любавичский Ребе, рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон, благословенна память праведника, однажды упомянул, что такие круги — «это сгула для хорошей жизни».1 Но почему невеста делает именно семь кругов? На то есть несколько причин.

Начало «полной жизни»

В одном из своих писем Ребе, рабби Менахем Мендл Шнеерсон, благословенна память праведника, ссылается на традицию Зоар о том, что брак — это союз двух половинок одной и той же души.2

И это объединение не двух одинаковых половинок, а скорее двух взаимодополняющих частей. Мудрецы отмечают, что «природа мужчины состоит в том, чтобы побеждать», в то время как женщину Писание называет «основанием, фундаментом дома». Когда эти две части души сливаются воедино, они начинают жить «полной жизнью» и вместе создают гармоничный, во всех отношениях сбалансированный дом.

Когда Бог пожелал сотворить Себе пристанище, Он создал мир за шесть дней, а седьмой день назвал святым днем отдыха. Таким образом, число семь символизирует завершенность и святость во времени и пространстве. Поэтому, когда пара собирается обустроить дом и начать «полноценную жизнь», уместно, чтобы число семь в виде символики каким-либо образом было отражено в церемонии бракосочетания.

Теперь мы можем понять значение семи кругов.

Жених («завоеватель, победитель»), который берет на себя инициативу по созданию союза, изначально является центром нового еврейского дома. Он первым занимает свое место под хупой. Невеста, обходящая жениха кругами, символизирует очертания их собственного личного мира внутри мира внешнего с центром в виде ее будущего мужа. Она обходит его семь раз, словно говоря, что она, «фундамент», начинает строительство их совместного прочного дома. Как только невеста завершает семь кругов, она встает в центр круга к своему будущему мужу. После того, как подготовка к строительству дома завершена, оба супруга вместе образуют его центр, окруженный защитными стенами, которые жена уже создала вокруг их метафизического дома.

Мужчина без жены — словно без Торы

Разбирая стих “Женщина [נקבה] будет искать (буквально делать круги вокруг) мужчину [גבר‎],”3 Тикуней Зохар объясняет, что числовое значение первых букв слов «женщина» и «мужчина» — «нун» и «гимел» — составляет в сумме 53, в соответствии с 53 недельными главами Торы. Некоторые авторитеты объясняют, что семь кругов невесты дополняют это число до 60, в соответствии с 60 книгами Мишны.4 Таким образом, семь кругов невесты вокруг жениха воплощают объединение Торы и Мишны.

Но какое это имеет отношение к свадьбе? Чтобы прояснить этот момент, обратимся к Талмуду, который развивает вышеприведенную мысль Тикуней Зоар: «Тот, кто живет без жены, живет без Торы».5 Таким образом, круги невесты вокруг жениха демонстрируют, что его достижения в области Торы связаны с ней.6

Обрушение стен

Когда сыны Израиля, перейдя через Иордан, под предводительством Йеошуа воевали за Святую Землю, важной целью для них был город Йерихон, обнесенный крепостной стеной. Тогда еврейский народ обошел городские стены семь раз, пока они чудесным образом не рухнули на землю.

Проводя параллель с этими событиями, невеста обходит вокруг жениха семь раз, чтобы разрушить любые стены, которые могут их разделять.

Семь невест

Еще одно мнение относительно семи кругов на хупе поясняет, что они соответствуют семи разам, когда слово «невеста», упоминается в «Шир ха-Ширим» («Песни песней»). Этот наполненный аллегориями  труд царя Шломо сравнивает отношения между евреями и Всевышним с образами любящей пары.7

Семь небес

Так же семь кругов символизируют, что этот союз заключается во имя Всевышнего, который обитает на «семи небесах».8

Семь навесов

Хотя я сам прежде не рассматривал это как причину для семи кругов невесты, однако интересно отметить, что Талмуд говорит нам, что в дни окончательного Избавления «Бог сделает по семь навесов для каждого праведника».9

Почему три круга?

Как я упоминал в самом начале, у некоторых общин есть обычай делать три круга, а не семь. И вот почему:

  • Это соответствует трем ситуациям, про которые в Торе сказано: «Если возьмет человек жену…»10
  • Это намекает на троекратное упоминание у пророка Ошеа слов Бога: «И обручу тебя Мне».11
  • Так же это можно соотнести с тремя обязательствами, которые по Торе берет на себя жених перед невестой: обеспечивать ее пропитанием, одеждой и интимной близостью.12

Сноски

  1. Игрот Кодеш, Адмор Маараяц , т. 8, стр. 178.
  2. Зоар, 3:7б.
  3. Ирмияу, 31:21.
  4. Тикуней Зоар, тикун 13.
  5. Талмуд, Йевамот, 62б.
  6. Ликутей Маарих, Ханхагот Йом ха-Хупа.
  7. Респонса Шеерит Яаков, 18.
  8. Там же.
  9. Талмуд, Бава Батра, 75a.
  10. Дварим, 22:13; 24:1,5. Ташбец Катан, 465.
  11. Ошеа, 2:21–22. Оцар Коль Минхагей Йешурун, 17:7.
  12. См. Шмот, 21:10. Оцар Коль Минхагей Йешурун там же.