Вопрос раввину:
Я слышал, что евреям запрещено в Шабат носить перчатки. Так ли это? И если да, то почему?
Ответ:
В том месте, где нет запрета переносить что-либо (к примеру, в так называемом частном владении), конечно же, нет никакой проблемы носить перчатки. Поэтому я полагаю, что то, что Вы слышали, относится к месту, где переносить предметы может быть действительно запрещено. И на самом деле среди поским (законодателей) существует мнение, что в том месте, где есть запрет что-либо переносить, запрещено ходить в перчатках.
Чтобы это пояснить, скажу прежде несколько слов относительно самого запрета переносить в Шабат.
Тора запрещает выносить какие-либо вещи из так называемого частного владения в общественное и наоборот, а также переносить какую-либо вещь в общественном владении на расстояние 4 локтя (примерно 2 метра) и больше. При этом важно знать, что названия «частное» и «общественное» весьма условны, в действительности же их определение не зависит от того, кому они принадлежат.
Частным владением считается место, окруженное как минимум 3 стенами или перегородками, высота которых не менее 1 метра. Примеры — дом, квартира, огороженный двор, любая коробка или мусорный ящик, стоящие на улице.
Общественным владением считается место, предназначенное для общего пользования: улица, площадь и любое другое открытое место шириной не менее 8 метров, если только оно не огорожено с 3 или 4 сторон.
Есть немало поским, которые считают, что общественным владением можно считать только улицы, по которым ежедневно проходят не менее 600 тысяч прохожих.
Запрет переноса не относится к одежде, в которую человек одет, а также к тому, что служит для его тела (к примеру, бинт или пластырь). Этих вещей не касается запрет переноса, поскольку они второстепенны по отношению к человеку.
Также и различные украшения, которые носят люди, не подпадают под этот запрет.
И все же в Талмуде поясняется, что в том случае, когда есть опасение, что, находясь на общественной территории, человек снимет по той или иной причине какой-либо предмет одежды или какое-либо украшение и пройдет таким образом 4 и более локтя, наши мудрецы запретили их носить на общественной территории.
Сами перчатки, конечно же, относятся к одежде, и поэтому, с точки зрения Торы, нет запрета их носить в общественном владении. Однако, как мы знаем из практики, зачастую люди снимают перчатки, чтобы совершить какое-либо действие, для которого необходима точная моторика, или для того, чтобы что-либо пощупать.
По этой причине некоторые поским считают, что в таком общественном владении, где нет эрува, нельзя носить в Шабат перчатки из-за опасения, что по какой-то причине их могут автоматически снять, забыв о запрете, и перенести 4 и более локтя.
Мишна Брура (201:141) пишет, что в соответствии с распространенным обычаем многие евреи полагаются на облегчающее мнение и носят перчатки в Шабат. И все же человеку, у которого утонченная душа, лучше всего до Шабата пришить их или же каким-то образом привязать к пальто.