«И молил Ицхак Г-спода [стоя] напротив жены своей, ибо бесплодна она». (Берешит 25:21)

%d0%ba%d0%bb%d0%b8%d0%bd4

Приводится в трактате Йевамот (64 а): «Почему наши праотцы были бесплодны? Поскольку Всевышний жаждет их молитвы». Наши праотцы страстно желали иметь потомство, которому смогли бы передать свои знания о Создателе мира и том, как служить Ему и выполнять Его волю. Жизнь для них была не мила без этой возможности. И так сказала Рахель Якову: «Дай мне сыновей, а, если нет, — я подобна мертвой» (Берешит 30:1). Ощущая на протяжении многих лет недостаток такой жизненно важной вещи, праотцы обращались с молитвами к Творцу, в которых умоляли дать им потомство.

Рамхаль в книге «Путь Творца» объясняет, что сущность молитвы заключается в том, чтобы творения, понимая свои нужды, обращались к Творцу с просьбой восполнить их и тем самым приближались к Нему. Ещё пишет Рамхаль, что «по мере их обращения к Нему будет мера блага, которого они удостоятся. … Если же творения не пробудятся обратиться к Б-гу совсем, не получат благо (которое им полагается)», — утверждает Рамхаль. Эти слова помогут нам понять утверждение мудрецов о том, что Творец «жаждет» молитвы праведников, ведь желание Творца в создании мира заключалось в том, чтобы дать возможность человеку приблизиться к Нему (как пишет Рамхаль в начале книги «Путь Творца»).

Именно для того, чтобы дать возможность человеку приблизиться к Нему, Всевышний изначально не дал человеку все, что ему необходимо. И это – чтобы у человека была возможность, осознав свои потребности и их невосполнение, обратиться с молитвой к Господину мира.

Этот принцип мы уже видим во время создания мира. В главе Берешит (2:5) Тора сообщает нам причину, по которой до создания Адама не было дождей: «поскольку человека не было, чтобы возделывать землю». Комментирует Раши: «Не было того, кто мог бы осознать благотворность дождей. Когда же явился (на свет) Адам и понял, что они необходимы миру, он стал молить о них, и пошли (дожди), и выросли деревья и зеленая растительность».

Часто, когда человек ощущает недостаток чего-либо, ему становится печально на душе: ему кажется, что Творец не любит его. Однако мудрецы обучают нас смотреть на вещи иначе: именно любовь Творца к Его созданиям может быть причиной этого недостатка, -чтобы побудить их обратиться и приблизиться к Нему.

Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here