«Встань, иди с нами» (Балак, 22:20)
Жил в Иерушалаиме праведник раби Моше Аарон Штерн духовный руководитель ешивы «Каменец». Когда ему было восемь лет, заболел он тяжелой болезнью. Его отец водил его по хорошим врачам, обращался к раввинам, читал за него «Теилим», а в конце концов сказал ему: «смотри, все хлопочут о твоем выздоровлении. Кроме – тебя»… Спросил ребенок: «А что должен сделать?» Ответил отец: «Прими на себя какую-нибудь обязанность, которую будешь исполнять, когда оправишься от болезни».
Согласился ребенок и спросил: «Какую, например?»
Предложил отец: «Возьми на себя обязательство, что если выздоровеешь, будешь всегда молиться в миньяне«. Пообещал мальчик, и выздоровел.
Исполнял он свое обещание, и вырос в изучении Торы и богобоязненности. Как уже было сказано, он был духовным руководителем ешивы. Ешива выросла и стала мала, чтобы вместить с себя всех желающих. Тогда было решено построить еще одно здание, и машгиаха попросили поехать в Америку для сбора пожертвований. Согласился он и обратился в билетную кассу. Он поинтересовался, есть ли миньян в самолете… Сказали ему: «Раби, здесь билетная касса, а не организация для молитв… В большинстве случаев есть миньян, но никто не может пообещать этого. Когда погода неустойчива, пассажиры обязаны остаться на месте. Иногда, практически, нет миньяна». Если так, он не может ехать. Сказали ему: «Мы можем предложить Вам транзитный рейс с остановкой в Амстердаме. На рассвете»
Он подумал и решил, что у него будет время, чтобы успеть к миньяну и вернуться. Он выбрал этот вариант.
Самолет приземлился в Амстердаме, и у него было в запасе около двух часов. Он взял талит и тфилин и вышел из аэропорта в Амстердам. Он стоял и ждал машину…
Вдруг одна машина остановилась, и водитель спросил: «Куда раву нужно?»
«Я ищу миньян для утренней молитвы»
«Пусть рав садится в машину», — пригласил водитель. Выяснилось, что он еврей, живущий за городом, и каждое утро едет в город молиться, а затем на работу. Через несколько минут они оказались на окраине города, остановились в каком-то переулке. Водитель указал раву на дверь квартиры, находящейся на нижнем этаже, и они вошли в маленькую квартиру. Там было восемь евреев, ожидавшихся, когда соберется миньян…
Он помолился в миньяне, а после молитвы водитель отвез его обратно в аэропорт. Когда духовный руководитель ешивы «Каменец» рассказывал эту историю, его глаза сверкали. Он сказал: «Восемь человек встали рано утром и пошли молиться в миньян. Девятый должен был подъехать из соседнего поселения, как это было каждый день. А откуда пришел бы десятый? Привели к ним еврея из Израиля, летевшего в Америку… Ибо по пути, которому человек хочет идти, ведут его».
Этот принцип учит Талмуд (Трактат Макот, 10) из нашей главы, от Билама сына Беора. Творец благословенный не хотел, чтобы он шел в Мидьян проклинать Исраэль. Сказал ему: «Не ходи с ними» (Бамидбар, 22:34). Но когда страстно возжелал, сказал: «Встань, иди с ними (Бамидбар, 22:20).
Ангел милосердия пытался остановить его, и поставил на дороге препятствия. Но Билам сказал ему: «А сейчас, если это плохо в глазах твоих (как будто не знал, что это так), я вернусь» (Бамидбар, 22:34). Но сказал ему ангел: «Иди с этими людьми».
Ибо «по пути, которому человек хочет идти, ведут его». Для добра или для зла. Духовного руководителя ешивы «Каменец» для молитвы и заслуг, а Билама навстречу уничтожению.