Вопрос:
По настоянию своего раввина я начал читать Тору главу за главой. На протяжении многих лет я слышал разные отрывки из нее, но только сейчас вижу всю картину, и меня начал мучить вопрос. Как Бог может призывать каждого человека “выйти и убить”? Почему Он выносит вечное постановление — уничтожить целый народ и стереть память о нем с лица земли? И при завоевании Израиля предписывает вести кровопролитные войны? Если это были такие уж злые народы, почему бы Всевышнему самому не разобраться с ними?
Ответ:
Шалом!
На самом деле один ваш вопрос содержит в себе множество других, и обсуждение может затянуться очень надолго. С вашего позволения я выберу для объяснения самые ключевые моменты, а на остальные вы сами сможете ответить шаг за шагом, благодаря продвижению в своих познаниях Торы.
Во-первых, если вы изучаете Тору «с самого начала», вы, должно быть, начали с «В начале сотворил…». Готов поспорить, вы были потрясены величием рассказа о творении мира, благодаря которому все, что нас окружает — базовая энергетическая форма света, звезды и планеты, небо, океан, суша и все, что растет и передвигается по ней, — это не что иное, как результат слов Бога, поскольку Он говорит с каждым из нас, порождая нашу реальность из абсолютной пустоты.
Вы также должна были прочесть, что человек был создан «по образу и подобию Бога», получается, что ценность жизни каждого человека не может исчислена, точно так же, как сущность самого Бога не может подвергаться оценке.
Затем вы читали историю об Аврааме, человеке, который первым пришел к вере в единого Бога и стал распространять свое учение, чтобы все знали, что именно Всевышний — Создатель неба и земли, и он действительно заботится обо всем, что происходит с Его творениями на земле, судит их справедливо и с состраданием. Ведь Авраам даже спорит с Богом в истории Сдома и Аморы.
Дальше был рассказ об исходе из Египта. Уникальная история, подобных которой не было больше, в которой воля, свобода и человеческое достоинство стали реальностью в этом мире, а законы природы перестали действовать привычным образом.
После этого вы познакомились с Моше — единственным пророком в истории, который стал посредником на личной встрече Всевышнего и избранного им народа, когда люди испытали божественное откровение и получили свою миссию непосредственно от самого Творца этого мира.
Все это складывается в самое радикальное, потрясающее послание человечеству, которое когда-либо было: наша жизнь имеет цель, высокую Божественную цель, и каждый из нас играет центральную роль в этой задаче.
И после этого всего, когда мы вдруг видим, что тем же самым людям приказывается идти на войну и уничтожить чью-то жизнь, а именно жизнь целого народа (кнаанейцев), что-то не сходится. Более того — это в корне противоречит всему, что было рассказано выше.
Вопросы действительно становится очень трудными, когда мы представляем Тору как нечто большее, чем просто историческую хронику; мы видим ее как вечное учение, актуальное для всех людей во всех поколениях и обстоятельствах. И это то, что буквально означает слово “Тора” — “учение”, инструкция к жизни. Если бы это была просто история, то она относилась бы лишь к людям, жившим когда-то. Но если это учение, то что же хочет мне сказать Тора сегодня, приказывая истребить кнаанейцев, хеттов, иевусеев, эмореев и гиргашей? В какое время года они появляются и где я могу найти подходящее средство от них?
Решение мы находим в действительном осознании того, что Тора является чем-то вневременным, и в то же время проводит для нас практическое обучение по жизни. Жизнь подразумевает постоянно происходящие изменения. Не только еле заметные, но и разительные, такие как, например, маленькое семечко, которое вырастает в большое могучее дерево. Таким образом, человеческая жизнь не стоит на месте и, понятное дело, произошло немало изменений за более 33 веков с тех пор, как на горе Синай евреям была дана Тора.
Еврейская жизнь, бурлившая когда-то в пустыне, переместилась в Израиль, а затем распространилась по всем уголкам земного шара. Это довольно серьезные перемены. Как же вечной Торе удается оставаться актуальной во всех этих бесчисленных жизненных трансформациях на протяжении стольких лет?
Тора, белки и адаптация
За завтраком я люблю через стеклянные раздвижные двери кухни наблюдать за белками, которые резвятся и играют на нашем заднем дворе, добывая себе пищу в любое время года.
Белки — удивительно адаптирующиеся животные, одни из немногих млекопитающих, которым удалось выжить по соседству с человеком, при этом никогда не пытаясь приручиться. Если можно раздобыть орехи, они едят орехи. Когда орехов нет, они будут есть нашу оставшуюся с прошлой недели заплесневелую халу, наши крошки от печенья, наши посадки, луковицы из клумб, корм для птиц из кормушки, независимо от того, как высоко мы ее повесим — все, что можно съесть, они съедят. Если нет еды — даже в их заначках на нашем чердаке, подвале, кондиционере или под капотом автомобиля (!) — они все равно перезимуют. Как вечен мир, так белки будут находить способ выжить в любых условиях, даже в самые лютые и голодные зимы. И что самое интересное, похоже, белкам нравится этот образ жизни, и им всегда весело.
Вы можете подумать, что речь просто об орехах, но нет. Я сравниваю Тору с нашими домашне-недомашними животными.
Как и ДНК этих невероятных зверьков, Тора содержит в себе определенный код, необходимый для управления любой жизнью в любой ее период.
Если вы не верите мне, посмотрите на лабораторный тест: Еврейский народ, проживший кочевническую, аграрную, цивилизованную и высокотехнологичную эпоху среди идолопоклонников, шаманов, монотеистов и атеистов, в тропическом, средиземноморском, умеренном, арктическом и морском климате; преследуемые и восхваляемые, порабощенные и свободные, бедные и состоятельные, едящие хумус, карри, гефилте фиш и пиццу — несмотря ни на что, мы всегда искали именно в Торе мудрость, необходимую для преодоления любых препятствий, которые посылала нам жизнь, благодаря чему сегодня мы завоевали почетный статус единственного племенного сообщества, сохранившегося до современности.
Одна Тора все это время. Как мы это делаем? Мы знаем код, который может разблокировать все секреты и дать нам услышать, что Тора хочет донести до нас на каждом из этапов. Для нас это не древний сценарий, а нечто живое. Когда мы читаем ее, мы благодарим Бога не за то, что он дал нам Тору, а за то, что Он продолжает давать нам Тору и сейчас, постоянно, и только так мы можем открывать для себя новые тайны и глубины, которые ранее были недоступны.
Например, рассмотрим ваш вопрос о войне с кнаанейцами: в ту эпоху, когда города-государства постоянно занимались боями друг с другом, пацифистская позиция, даже неагрессивная, была бы абсолютным самоубийством. Земля принадлежала тем, кто ее завоевывал и постоянно стоял на страже, чтобы защищать свои пределы. Мир еще не превратился в цивилизованное государство, где страны могли бы воспринимать мирное существование как ценность; на самом деле, на это ушло еще три тысячелетия, вплоть до создания Лиги Наций — впрочем, всем нам известно, насколько искренними оказались эти стремления… Поэтому Торе пришлось научить людей ценить жизнь и человеческое достоинство, живя в диком мире.
И сейчас, в более позднее время, эти законы больше не предназначены для практического применения. Еще до того, как эллинизм проник во все культуры и народы Средиземного моря и унифицировал их, Санхерив, ассирийский завоеватель, разгромил эти племена и переселил народы из их мест в чужие земли, где они быстро ассимилировались и исчезли. Когда сыны Израиля вернулись из вавилонского изгнания, им больше не было приказано уничтожать те народы, поскольку в своем первоначальном виде они больше не существовали. Персия превратила мир из разрозненных городов-государств, воюющих друг с другом, в конкуренцию полноценных империй, и поэтому изначальная инструкция больше не была актуальной.
Но что же тогда произошло с учением вечной Торы, которая дала эту заповедь?
Ответ до гениального прост:
Оно стало интернализованным. Семь народов Кнаана стали семью проявлениями человеческого характера, такими, например, как похоть, гнев и надменность — качества, которые должны быть искоренены внутри каждого из нас, чтобы если наши тела станут святой землей, в которой может быть построен храм, Бог мог там жить.
Народ Амалека стал холодным, непримиримым чувством эгоизма, лежащим в основе всего зла. Вместо войны с окружающими народами теперь нам предписывается вести войну со злом в каждом из нас — той же Торой, теми же словами.
Теперь вы понимаете, почему евреи никогда не изучают текст Торы без пояснений и комментариев, накопленных нашими мудрецами на протяжении веков. Талмуд, мидраши, классические комментарии средневековых ученых, каббалистов эпохи Возрождения, хасидских учителей дают гораздо больше, чем просто поверхностный взгляд. Они — те самые специи и травы, которые приносят блюду необходимый аромат, демонстрируя нам, насколько Тора богата мудростью, чтобы мы могли применять каждую историю, каждый эпизод, каждую главу и каждое слово на практике в нашей повседневной жизни.
Так как ваш раввин призвал вас внимательно прочитать Тору от начала до конца, я хочу настоятельно порекомендовать углубиться в некоторые из этих комментариев. Это все Тора: мы услышали голос на горе Синай, и Моше записывал все эти слова более сорока лет в пустыне; но чтоб проникнуть в глубинный смысл этих слов, нам пришлось пройти 3300 лет путешествий и приключений, и даже тогда до конца все тонкости не раскрылись, но все же стали более доступны, чем раньше. И теперь Тора с комментариями лежит перед тобой, и единственное, что тебе нужно, это взяться за нее.