Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Правила по уходу за телом в субботу и праздники

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Общие сведения

В субботу существуют определенные ограничения, связанные с мытьем тела и другими действиями, связанными с уходом за телом. В законах о мытье в субботу большое значение имеет температура воды, а когда речь идет о теплой или горячей воде – каким образом и в какое время она была нагрета.

Запрет мытья распространяются и на случаи, когда речь идет о купании маленьких детей. Для ребенка и взрослого человека, испытывающих страдания без мытья, существуют определенные послабления в законе, как это будет рассмотрено ниже.

Все приведенные ниже законы в основном верны и в отношении праздников. Напомним, что, когда речь идет о законах праздников, в Израиле это первый и последний дни Песаха, Шавуот, первый и второй дни Рош а-Шана, Йом Кипур, первый день Суккота и Шмини Ацерет. В странах диаспоры: первый, второй, седьмой и восьмой дни Песаха, первый и второй дни Шавуота, первый и второй дни Рош а-Шана, Йом Кипур, первый и второй дни Суккота, первый и второй дни Шмини Ацерета.

Исключение составляют правила мытья всего тела теплой водой в праздники: для сефардов закон более легкий, чем в субботу. Им разрешено (кроме Йом Кипура) мыть все тело водой, которая была согрета до наступления праздника[1]. Поскольку в праздники (кроме Йом Кипура) существуют определенные разрешения в отношении нагревания воды, специальный раздел будет посвящен законам нагревания воды для мытья в праздники.

В субботу и праздники запрещено посещать бани и парные.

Ограничения, связанные с мытьем прохладной водой

По букве закона мытье всего тела прохладной водой в субботу не запрещено. Прохладной считается такая вода, которая не воспринимается телом как теплая[2], т.е. горячее 36.6°С. Из-за опасения, что во время мытья человек может непреднамеренно нарушить запрет выжимания волос, повсеместно распространился обычай не мыть в субботу все тело даже прохладной водой[3]. Части тела, не имеющие значительного волосяного покрова, и, соответственно, в отношении которых нет опасения, что может быть нарушен запрет выжимания, разрешено мыть по-отдельности прохладной водой, даже если в результате получится, что помыли большую часть тела.

Человек, который будет испытывать страдания, если он не сможет помыться в субботу, ему разрешено помыть все тело прохладной водой[4]. Если ему необходимо мыться именно теплой водой, ему разрешено помыться теплой водой, нагретой до субботы[5]. При этом он должен остерегаться, чтобы не нарушить запрет выжимания.

Существует отдельный запрет плавать в море и в реке в субботу[6]. Хотя на плавание в бассейне данный запрет не распространяется[7], обычай не мыться прохладной водой включает в себя и плавание в бассейне.

Мытье горячей водой

Мыть все тело горячей водой в субботу запрещено, даже если для этого собираются пользоваться водой, нагретой в строгом соответствии с законами субботы. (Правила пользования водой, нагретой в результате нарушения законов субботы, регулируются законами о пользовании предметами нарушения субботы и будут изучаться отдельно).

Запрет мыться в субботу водой, нагретой до субботы, менее строг, чем запрет мытья водой, нагретой в субботу. Так, если горячей водой, нагретой в субботу, запрещено пользоваться для мытья вообще, то водой, нагретой перед наступлением субботы, разрешено помыть в субботу лицо, руки, ноги и другие части тела. При этом необходимо исполнить два условия:

  1. каждую часть тела нужно мыть по отдельности;
  2. в общей сложности не должно быть помытой больше половины тела.

Какая вода считается нагретой до субботы? Вода, которую поставили греться до субботы, даже если она нагрелась в субботу, считается водой, нагретой до субботы. Тем более, холодная вода, в которую влили кипяток, который поставили греться на огонь до наступления субботы, имеет статус воды, нагретой до субботы[8].

Как уже отмечалось выше, тому, кто испытывает страдания, если не помоется теплой водой, разрешено в субботу помыть все тело теплой водой, которая нагрелась до субботы, всячески остерегаясь не нарушить запрет выжимания[9].

Омовение в микве

Женщине, время очищения от состояния ниды которой пришлось на субботу, разрешено (и не следует это откладывать на будний день!) омыться в микве с теплой водой[10].

В отношении посещения миквы мужчинами в субботу существуют разные мнения среди законоучителей[11] и тот, кому это актуально, должен выяснить у своего раввина, как ему следует поступать.

Дополнительные предостережения, связанные с мытьем в субботу

Чтобы не допустить нарушений закона во время мытья и посещения миквы в субботу, помимо законов о мытье в субботу, необходимо дополнительно учитывать еще целый ряд законов субботы. Особое внимание следует обратить на то, чтобы не нарушить запрет выжимания ткани и волос и переноса предметов в местах, не окруженных ирувом. После мытья и омовения в микве для того, чтобы избежать выжимания волос, некоторые люди не вытирают части тела, имеющие волосяной покров. Другие легко промокают эти места полотенцем. Во время мытья и посещения миквы в субботу не пользуются мочалками, щетками и прочими предметами, при использовании которых можно легко нарушить запрет выжимания в субботу. Запрещено добавлять в воду ароматические и красящие вещества, чтобы придать воде приятный запах и цвет. Полотенце, которым вытирали тело, запрещено повесить в субботу в месте, предназначенном для сушки белья, чтобы другие люди по ошибке не решили, что полотенце было постирано в субботу.

Говоря о мытье и посещении миквы в субботу, необходимо упомянуть и о том, что в субботу запрещено причесываться, укладывать прическу, заплетать косы, пользоваться кремами и косметикой. Разрешено пользоваться духами и дезодорантом, но так, чтобы они при этом не попадали на одежду. В субботу запрещено пользоваться твердым и мягким мылом. Жидким мылом, которое легко выливается из бутылки, пользоваться в субботу не возбраняется.

Перед тем, как пользоваться системами нагрева воды, работающими от электричества, газа, угля, солнечной энергии и другими, необходимо выяснить, как это сделать, не нарушая законы субботы. Пользование разными видами кранов (например, таких, которые реагируют на приближение рук или таких, с помощью которых одновременно открывают и горячую и холодную воду, добиваясь нужной температуры) также предполагает четкие знания о том, разрешено ли это в субботу. Для того чтобы, не нарушая святости субботы, разбавить горячую воду холодной, поставить воду греться на огонь, как в субботу, так до ее наступления, необходимо знать законы варки и подогревания воды в субботу.

Законы нагревания воды для мытья в праздники

В праздник разрешено нагреть воду для того, чтобы помыть по частям меньше половины тела[12]. Для очень больных людей в случае необходимости разрешено согреть воду для мытья всего тела и полностью помыться им в теплой воде.

В случае необходимости разрешено полностью помыть ребенка в теплой воде. Человеку, который очень страдает, если не помоется теплой водой, также разрешено помыть все тело теплой водой. Для мытья всего тела в последних двух случаях запрещено специально греть воду в праздник. Нужно воспользоваться либо водой, нагретой до праздника, либо нагревая воду для питья, добавить дополнительное количество воды, чтобы ее хватило для мытья. После того, как воду, предназначенную для питья, уже поставили на огонь, в нее запрещено долить воду, чтобы ею воспользоваться для мытья[13].

Уход за зубами и полостью рта

В субботу запрещено чистить зубы по ряду причин. Пользование зубной щеткой зачастую приводит к выделению крови из десен. Во время чистки зубов происходит выжимание воды из щетины зубной щетки. При пользовании зубной пастой происходит нарушение запрета размазывания[14].

Пользование зубным порошком также запрещено, поскольку при соединении порошка с водой происходит нарушение запрета замеса[15].

В субботу разрешено поласкать рот с помощью специального ароматического эликсира для освежения полости рта. Если этот эликсир слишком концентрированный и его необходимо разбавить водой, необходимо это сделать до наступления субботы. В случае если этого не сделали, то в субботу следует набрать в рот небольшое количество эликсира, а затем – немного воды, так, чтобы эликсир смешивался с водой уже будучи во рту. Поскольку в субботу запрещено лечиться, эликсиром для полоскания зубов разрешено пользоваться в субботу только в случае, если он служит для создания во рту приятного запаха, но не для лечения[16].

Приспособлением, создающим тонкую мощную струю воды, с помощью которой чистят зубы, разрешено пользоваться в субботу, при условии, что это не приводит к выделению крови из десен и при условии, что оно еще до наступления субботы было присоединено к крану. Заменять насадки такого приспособления в субботу запрещено[17]. Пользоваться зубочистками и дентальной нитью в субботу так же разрешено только при условии, что это не приведет к выделению крови из десен. Заметим, что рвать нить в субботу запрещено, поэтому необходимо либо оторвать ее заранее до наступления субботы, либо пользоваться ею, не отрывая от общего мотка. Отламывать и заострять щепки, ветки, спички для того, чтобы пользоваться ими в субботу в качестве зубочистки, запрещено[18].

Законы ухода за зубами и полостью рта в праздники идентичны законам ухода за зубами и полостью рта в субботу.

Библиография

Основными источниками приведенной информации, помимо указанных книг, являются: Вавилонский Талмуд, «Шулхан Арух», «Шулхан Арух а-Рав», «Мишна Брура», «Шмират Шабат кэ-Илхата», «Хут Шани», «Орхот Шабат» и некоторые другие книги.


[1] Разрешено ли пользоваться для этого также водой, нагретой в праздник посредством солнечной батареи (дуд шэмеш) или электрического нагревателя (бойлер), который включается с помощью таймера, установленного до праздника, следует каждому выяснить у своего раввина.

[2] «Хахам Цви», п.11; «Сидрэй Таара», 197:9.

[3] «Минхат Ицхак», ч.6, п.39 и ч.9, п.34.

[4] «Игрот Мошэ», ч.4, п.74.

[5] Рабби Акива Эйгер, прим.3 к «Шулхан Аруху», «Орах Хаим», 307:5.

[6] «Бейца», 36б.

[7] «Шулхан Арух», там же, 339:2.

[8] «Шмират Шабат кэ-Илхата», 14:3.

[9] Рабби Акива Эйгер, прим.3 к «Шулхан Аруху», «Орах Хаим», 307:5.

[10] Рамо, «Йорэ Дэа», 197:2.

[11] См., например, «Тшувот вэ-Анагот», ч.2, п.200-201.

[12] «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 511:2.

[13] Рамо, «Орах Хаим», 511:2; «Мишна Брура», там же, п.12 и 18.

[14] «Игрот Мошэ», «Орах Хаим», ч.1, п.112; «Минхат Ицхак», ч.3, п.48 и 50.

[15] «Шэвет а-Леви», ч.4, п.32.

[16] «Хут Шани», там же, п.47.

[17] «Орхот Шабат», 17:31.

[18] «Шмират Шабат кэ-Илхата», 14:39-41.

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому