Согласно Торе, запрещено еврею кушать трапезу до тех пор, пока он не накормит своего животного.
Подробней об этом законе
Будь милосерден
Тора повелевает нам, евреям, ходить по путям Творца, как сказано (Дварим, 28: 9): «И ходи по Его путям». Объясняют наши мудрецы, что этим стих повелевает уподобляться Всевышнему во всех Его качествах: «Его называют милостивым – и ты будь милостив; Его называют милосердным – и ты будь милосерден; Его называют святым – и ты будь свят».
О Творце сказано (Теилим, 145: 9): «И милость Его – ко всем Его созданиям». Поэтому и человек должен стараться проявлять милосердие ко всем созданиям Творца, в том числе, и к животному миру. Рамбам пишет, что по этой причине человеку следует накормить своих животных, прежде чем он приступит к трапезе. Источник слов Рамбама – в Талмуде. Трактат Брахот (40а) утверждает, что намек на этот закон содержится в главе Экев (Дварим, 11:15): «И дам Я траву в поле твоем для твоего скота, и будешь есть и насытишься»; как мы видим, вначале упоминается корм для скота и только потом – для самого человека.
Каких животных необходимо накормить до трапезы?
Пишет Ябец, что если придерживаться буквы закона, то только тех животных, которые не могут добыть себе пищу сами и полностью зависят от человека, как например рыбы в аквариуме или птицы в клетке. Тех же животных, которые могут найти для себя пищу сами, как например собака или кошка, нет обязанности кормить до трапезы.
Несомненно, что необходимо накормить животное до трапезы только в том случае, если пришло время для очередного кормления животного; нет необходимости кормить животное, которое было покормлено ранее и не пришел срок кормить его вновь. Также, разумеется, нет никакой обязанности давать пищу до трапезы, если в клетке или аквариуме есть достаточно пищи.
Питье
Вышеуказанный закон касается только обязанности накормить животное. Однако относительно питья пишет Маген Авраам (167, 18), что хозяину животного разрешается попить до того, как он напоит свое животное. Маген Авраам приводит как доказательство этому закону слова Ривки Элиезеру (Берешит, 24, 46): «Пей, и также верблюдов твоих напою». Как мы видим, Ривка предложила прежде Элиезеру попить, а лишь после этого напоить его верблюдов.