Всевышний направил Йону в Иерусалим с предупреждением, что город вскоре будет разрушен. Но поскольку жители Йеуды совершили искреннее раскаяние, исполнение грозного приговора было отложено. А Йону стали называть лжепророком.
Начало пути
Йона бен Амитай — пророк в период Первого Храма.
Его отец, Амитай, происходил из колена Звулуна, а мать — из колена Ашера (ИТ, Сукка 5:1; Ялкут Шимони, Йона 1, 550).
В их доме, в городе Царфат, недалеко от Цидона, жил в период трехлетнего голода пророк Элияу. Когда малолетний Йона тяжело заболел, и дыхание его уже пресеклось, пророк сумел силой своей молитвы возвратить его к жизни (I Мелахим 17:8-23; ИТ, Сукка 5:1, Пней Моше; Ялкут Шимони, Йона 1, 550; Седер адорот 3055).
Позднее Йона стал учеником Элияу (Оцар ишей аТанах, Йона). А после 3047 года /713 г. до н.э./ — учеником пророка Элиши, который и посвятил его в пророки (Сифрей зута, Бемидбар 14:1; Седер адорот 3055). Входил в состав раввинского суда, возглавляемого Элишей (Седер адорот 3043).
В 3055 году /705 г. до н.э./ по поручению Элиши помазал на царство в Израиле полководца Йеу, сына Нимши. Сразу после помазания Йеу составил заговор против правящего в Израиля царя Йеорама, сына Ахава. Он истребил весь род Ахава, и также уничтожил все капища Бааля в Израиле, как и было предречено Б-гом пророку Элияу на горе Синай (II Мелахим 9:1-10:28, Раши и Мальбим; Седер олам раба 18; Седер адорот).
После этого Йона передал новому царю слова Творца: «За то, что ты сделал праведное в Моих глазах и совершил над домом Ахава все, что было у Меня на сердце, твои потомки до четвертого поколения будут восседать на престоле Израиля» (II Мелахим 10:30, Раши; Седер олам раба19).
Йона также предсказал, что захваченные арамейцами земли Израиля будут возвращены. Это предсказание осуществилось в царствование правнука Йеу — Яровама, сына Йоаша, взошедшего на престол в 3114 году /646 г. до н.э./. Сыны Израиля отвоевали у арамейцев обширные территории от Мертвого моря до провинции Хамат, севернее Дамаска (II Мелахим 14:25, Раши и Мецудат Давид; Пиркей дераби Элиэзер 10; Ялкут Шимони, Йона 1, 550).
Пророчество жителям Иерусалима
Позднее Всевышний направил Йону в Иерусалим с предупреждением, что город вскоре будет разрушен. Но поскольку жители Йеуды совершили искреннее раскаяние, исполнение грозного приговора было отложено. А Йону стали называть лжепророком (Пиркей дераби Элиэзер 10; Ялкут Шимони, Йона 1, 550).
Пророчество о Ниневии
Из года в год Йона совершал паломничество в Иерусалимский Храм (ИТ, Сукка 5:1). Однажды, уже в годы старости, когда он пришел в Храм на праздник Суккот, Всевышний поручил ему новую миссию. Йона должен был отправиться в столицу Ассирии Ниневию и предупредить жителей столицы, что за их грехи город будет разрушен (Йона 1:1-2; Ялкут Шимони, Йона 1, 550).
Йона знал, что ассирийцы не такой жестоковыйный народ, как евреи, и быстро раскаются — тогда Всевышний отменит Свой приговор, и не только израильтяне, но и иноземцы станут называть его лжепророком. А когда израильтяне вновь согрешат, Всевышний разгневается на них за то, что они не раскаются так же быстро, как ассирийцы (Пиркей дераби Элиэзер 10; Ялкут Шимони, Йона 1, 550).
Йона решил уклониться от этой миссии. По образному определению мидраша, он «радел за честь сыновей, а не за честь Отца» (т.е. беспокоился за судьбу евреев, а не о том, чтобы выполнить волю Б-га) (Мехильта, Бо, Акдама). Полагая, что пророческое откровение может происходить только на святой земле, он решил бежать из Израиля, наняв в порту Яффо иноземный корабль, плывущий в Таршиш. Но Всевышний сказал ему: «У Меня есть достаточно слуг, чтобы послать их за тобой и вернуть тебя» (Йона 1:3, Раши; Мехильта, Бо, Акдама).
На второй день плавания началась буря, и казалось, что корабль вот-вот разобьется (Йона 1:4, Раши). Но только их корабль оказался в центре смерча, поднявшего шторм, а другие корабли на горизонте мирно плыли по спокойному морю (Пиркей дераби Элиэзер 10; Ялкут Шимони, Йона1, 550).
Моряки обратились с молитвами к своим божествам, а затем сбросили за борт тяжелую поклажу. Но когда и это не помогло, они бросили жребий, чтобы с его помощью разгадать, из-за кого они попали в такую беду. Жребий пал на Йону. Тогда он рассказал им о полученном пророчестве и о своем бегстве от Творца, заключив: «Поднимите меня и бросьте меня в море, и утихнет море для вас, ведь я знаю, что из-за меня настигла вас эта страшная буря» (Йона 1:5-12).
Моряки, не желавшие брать грех на душу, опустили Йону в воду лишь по колена, и буря несколько приутихла. Но как только его вынули из воды, шторм возобновился. Моряки окунули его в воду по пояс — шторм приутих, но как только его извлекли из воды, море вскипело вновь (Пиркей дераби Элиэзер 10; Зоар 1, 121а; Ялкут Шимони, Йона 1, 550). Убедившись, что причина несчастья именно в нем, моряки бросили Йону в море, и оно стихло (Йона 1:15, Мальбим).
Когда Йона оказался под водой, душа покинула его — она предстала перед Высшим Судом Творца, и по решению Всевышнего была вновь возвращена в этот мир, в тело Йоны (Зоар 1, 121а). Тогда его проглотила огромная рыба, в чреве которой он провел три дня и три ночи, — а затем она извергла его на сушу (Йона 2:1-11).
Всевышний вновь повелел Йоне отправиться в Ниневию и предостеречь ее жителей о приближающейся каре, которая обрушится на них через сорок дней. Достигнув столицы Ассирии, Йона стал ходить по городу, провозглашая: «Еще сорок дней — и Ниневия будет перевернута!» (там же3:1-4). В предсказании «будет перевернута» скрывался двойной смысл: если ассирийцы не раскаются, то их столица «будет перевернута» как древние города Сдом и Амора, но если раскаются, то тогда «будет перевернута» их судьба — от беды к добру (Раши, Йона 3:1).
Как и предвидел Йона, ассирийцы поверили его пророчеству и погрузились в раскаяние: по приказу царя Аснафэра был объявлен всеобщий пост. Жители города «отвратились каждый от своего злого пути». Облачившись во вретища, они молили об избавлении, — и Всевышний внял им, отменив Свою кару (Йона 3:5-10; ЯлкутШимони, Йона 3, 550).
Йона был крайне опечален и молил о смерти, ведь он предвидел, что в будущем именно народ Ассирии, спасенный от гибели благодаря его пророчеству, станет «жезлом гнева», которым Творец покарает Израиль, — и пророк видел в этом свою вину (Йона 4:1-3, Мальбим).
Последние годы
Йона бен Амитай прожил более ста двадцати лет (Седер адорот акацар с. 39). Похоронен на вершине одной из гор в Северной Галилее, в районе древнего города Ципори (Седер адорот 3055).
Как и предвидел Йона, несколько десятилетий спустя Творец покарал Израиль. И орудием Его гнева стали именно ассирийцы, изгнавшие десять северных колен со святой земли.
Книга о пророческой миссии Йоны в Ниневии была написана в период Второго Храма мудрецами Великого Собрания. Она включена в состав Танаха (Бава батра 15а, Раши).
Эту книгу (Сефер Йона) принято публично читать в Йом кипур, чтобы побудить общину к раскаянию (Шулхан арух, Орах хаим 622:2, Баэр эйтев).