Рабби Меир бар Яаков-Шимшон Шапиро из Люблина (5647-5694 /1887-1933/ гг.) – выдающийся законоучитель, инициатор программы даф йоми (дневной лист Талмуда).
Прямой потомок прославленного краковского раввина Натана-Нета Шапиро, автора кабалистического трактата Мегале амукот (Открывающий глубины). Среди его предков был также один из основоположников хасидизма р. Пинхас Шапиро из Корица.
Родился седьмого адара 5647 /1887/ года в местечке Шац, на рубеже между Украиной и Румынией.
В юности прославился как «илуй (вундеркинд) из Шаца».
Его хасидским наставником был р. Исраэль из Чорткова.
В возрасте двадцати трех лет р. Меир стал раввином галицийского городка Галины и создал там ешиву.
Начиная с 5674 /1914/ года, он активно участвовал в деятельности всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля), а позднее возглавил ее польское отделение.
В 5680 /1920/ году он занял раввинский пост в г. Саноке, на юге-востоке Галиции, и перевел ешиву вслед за собой.
В 5683 /1923/ году р. Меир был избран депутатом польского Сейма, в котором представлял интересы еврейского населения страны.
В том же, 5683 /1923/ году, он выступил на конгрессе Агудат Исраэль, предложив грандиозный проект синхронного изучения Талмуда во всех общинах еврейского мира. По расчету р. Меира, изучая по одному листу в день, можно будет за семь с половиной лет завершить изучение всего Вавилонского Талмуда.
В работе конгресса, получившего название Акнесия агдола (Великое собрание), принимали участие более девятисот делегатов из двенадцати европейских стран, а также из США, Земли Израиля и Ирака – среди участников присутствовало большинство духовных лидеров поколения. Опасаясь, что выступление молодого раввина из провинциального галицийского городка может пройти незамеченным, Хафец Хаим (см.), который горячо поддерживал этот проект, решил привлечь к нему всеобщее внимание с помощью тщательно спланированной «военной хитрости». Он попросил р. Меира в день выступления придти на заседание конгресса с двадцатиминутным опозданием. Р. Меир не знал, почему так следует поступить, но в точности выполнил указание праведника – и когда он появился в заполненном до краев зале, Хафец Хаим, сидевший в президиуме, поднялся и приветствовал его стоя. Вслед за старейшиной поколения поднялись со своих мест все члены президиума и все делегаты, а затем р. Меиру предоставили слово для выступления (Рав Хаим Розенберг, Тиферет Радомск с.40).
Конгресс принял резолюцию, поддерживающую проект, и в праздник Рош ашана, первый день нового 5684 года, тысячи евреев по всему миру начали первый цикл – с листа бет трактата Брахот.
Успех проекта в значительной степени предопределило то, что к нему подключился р. Авраам-Мордехай Алтер из Гуры, духовный лидер самого крупного в мире хасидского «двора». После завершения вечерней молитвы Рош ашана он взял в руки трактат Брахот, первый по порядку в Талмуде, и сказал, что направляется учить даф йоми. В тот же вечер к нему присоединились сотни, а в ближайшие дни – тысячи его хасидов, и проект, предложенный р. Меиром Шапиро обрел жизнь (Маасей авотейну, Ницавим).
В 5684 /1924/ году р. Меир возглавил крупную общину г. Петрукова.
Когда ему еще не было сорока, он издал сборник своих алахических респонсов, озаглавленный Ор амеир (Озаряющий свет), – эта книга поставила его в ряд ведущих законоучителей поколения.
В 5690 /1930/ году Р. Меир занял пост главы раввинского суда г. Люблина. В этом городе он создал ешиву, получившую название Хохмей Люблин (Мудрецы Люблина).
Это была одна из первых в Польше ешив «литовского типа» – студенты не только учились, но также ели и спали под крышей ешивы. Уровень обучения был очень высоким – вступительные экзамены предусматривали доскональное знание не менее ста листов Талмуда. В ешиве занималось около пятисот студентов (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.263).
Пятнадцатого швата 5691 /1931/ года в его люблинской ешиве состоялся торжественный праздник, посвященный завершению первого семилетнего цикла даф йоми – и в тот же день начался второй цикл.
Р. Меир говорил одному из своих учеников: «Ты знаешь, что у меня нет детей. Но я все же выполнил заповедь «Плодитесь и размножайтесь», произведя на свет два своих детища – программу Даф йоми и ешиву Хохмей Люблин» (Р. Шмуэль Вознер, Меорот адаф айоми т.2, с.416).
Р. Меир Шапиро умер в Люблине седьмого хешвана 5694 /1933/ года – ему было всего сорок семь лет.
Его последняя болезнь продолжалась три дня. Когда положение стало угрожающим, р. Меир заметил, что окружающие его студенты испуганы и подавлены. И тогда он попросил, чтобы они танцевали и пели вокруг его ложа. Со слезами на глазах они выполнили волю наставника. Его последними словами был призыв, обращенный к танцующим ученикам: «Нор мит симха! Нор мит симха!» (Только в радости!) (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.263).
В похоронной процессии участвовало более пятидесяти тысяч человек (Гдолей адорот). В 5719 /1959/ году его прах был перенесен из Люблина в Йерушалаим – в этом погребальном шествии также принимали участие десятки тысяч людей (Рав Давид Алахми, Хохмей Исраэль с.390).
Толкования Пятикнижия, принадлежащие перу р. Меира Шапиро, были собраны в книгу Имрей даат (Речения мудрости).
Его ученик р. Шмуэль Алеви Вознер (Шевет Алеви) является одним из ведущих законоучителей нашего поколения и главой ешивы Хохмей Люблин в Бней-Браке.