Рабби Моше бар Хаим Альших (Альших Акадош; ок. 5267-5360 /ок.1507-1600/ гг.) – выдающийся законоучитель и комментатор Писания.
Родился в г. Эдирне (Адрианополе), ставшем частью Османской империи.
Учился в Эдирне у р. Йосефа Каро, а затем – в ешиве г. Салоников. В ранней молодости совершил алию – «поднялся» в Землю Израиля и поселился в Цфате. Когда в 5298 /1538/ году была возобновлена передача смихи (раввинского посвящения), р. Альших получил посвящение от своего наставника, р. Йосефа Каро, который в 5296 /1536/ году так же поселился в Цфате. Был даяном в раввинском суде, возглавляемом р. Каро.
Р. Альших преподавал в двух цфатских ешивах. Наиболее выдающимся из его учеников был знаменитый кабалист р. Хаим Виталь, которому он передал раввинское посвящение.
В субботние и праздничные дни р. Альших выступал в городской синагоге с толкованием недельной главы Торы. Все великие мудрецы Цфата приходили слушать его выступления – в том числе и его наставник р. Йосеф Каро, и глава кабалистов р. Ицхак Лурия (Аризаль). Аризаль утверждал, что «все небесное воинство тоже слетается, чтобы внимать словам Торы из уст р. Альшиха» (р. М. Голдстейн, Масаот Йерушалаим).
Свои субботние выступления р. Альших готовил в пятницу, а всю остальную неделю он ночами углубленно изучал Талмуд, а день посвящал разбору сложных законодательных проблем. Его псаки (законодательные решения) пользовались высочайшим авторитетом; из многих общин стран Востока обращались к нему за решением спорных вопросов. Около ста сорока его респонсов объединены в сборник Тшувот р. Моше Альших (Ответы р. Моше Альшиха; книга издана в Венеции в 5365 /1605/ г.).
Его толкования недельных глав Торы собраны в книгу Торат Моше (Тора Моше). Комментарии р. Альшиха исключительно глубоки, они насыщены агадическими преданиями, почерпнутыми из Талмуда и мидрашей. И хотя великий знаток кабалы Аризаль отказался обучать р. Альшиха тайным знаниям, пояснив, что его душа послана в этот мир лишь для глубочайшего постижения «открытой Торы», – тем не менее, комментарии р. Альшиха насквозь пропитаны ароматами кабалы. Причастность р. Альшиха к миру кабалы выразилась и в том, что его любимый ученик р. Хаим Виталь стал затем наиболее близким учеником Аризаля, унаследовавшим его тайные знания.
Книга Торат Моше была впервые полностью издана в венецианской типографии в 5361 /1601/ году – через год после смерти автора. В последующих поколениях первоначальное название этой книги практически вышло из употребления – ее стали называть просто по имени автора: Альших Акадош (Святой Альших).
Р. Альших был первым из четырех мудрецов, которые на века удостоились подобного звания: Акадош (святой). Этот почетный титул традиционно добавляется также к именам великих кабалистов Земли Израиля – р. Ицхака Лурии (Ари Акадош), р. Йешаи Гурвица (Шла Акадош) и р. Хаима Ибн Атара (Ор ахаим Акадош).
В 5347 /1587/ году, в возрасте восьмидесяти лет, спасаясь от разразившейся в Цфате эпидемии, р. Моше Альших переехал в г. Дамаск. Начиная с 5350 /1590/ года, он в течение трех лет путешествовал по общинам Сирии, Турции и Персии, собирая пожертвования для евреев Цфата.
Помимо толкований на Пятикнижие, р. Моше Альших составил комментарии на все книги пророков (кроме Йехезкеля), а также на Теилим (Псалмы), Мишлей (Притчи Шломо), Шир аширим (Песнь Песней), на книги Даниэля, Йова и Рут. В 5352 /1592/ году во время пребывания в Стамбуле он впервые опубликовал несколько своих сочинений в еврейской типографии семьи Мендес. Большую часть рукописей он направил для издания в Венецию, где еще при его жизни появились комментарии на Шир аширим (в 5351 /1591/ г.) и на Мишлей (в 5352 /1592/ г.).
Р. Моше Альших скончался тринадцатого нисана 5360 /1600/ года, в возрасте девяноста трех лет. Похоронен на древнем кладбище Цфата.
Печатание всех его сочинений было завершено в Венеции в 5365 /1605/ году.