«Уведите всех людей от меня» (45:1).
«Сказал раби Шмуэль бар Нахман: В большую опасность попал Йосеф – ведь если братья убьют его, ни одно существо в мире не узнает его. И почему же он сказал: «Уведите всех людей от меня»? Но вот что сказал Йосеф в сердце своем: Лучше пусть меня убьют, чем я опозорю своих братьев перед лицом египтян» (Мидраш Танхума, Берешит 45).
Особая чуткость Йосефа в отношении чести своих братьев в полную силу и во всем благородстве проявилась в тот момент, когда он раскрылся перед ними. Фактически, в тот момент у него в руках была возможность унизить их до земли и ощущать сладкий вкус мести. Но нет! Вместо этого владыка Египта демонстрирует также безмерную власть над своим сердцем и приказывает: «Уведите всех людей от меня!» Ему важно, чтобы его братья не опозорились, и чтобы их стыд не раскрылся перед египтянами.
Более того, наши мудрецы сказали в Мидраше: «В тот час Йосеф подверг себя великой опасности. Ведь братья, и особенно Йеуда, сильно гневались на него. И когда все охранники вышли наружу, братья могли встать и убить его». Несмотря на эту опасность, Йосеф в благородстве своей души был не в силах поставить братьев в такое состояние стыда. Когда все выходят, он обращается к ним со смирением в голосе: «Я Йосеф. Жив ли еще мой отец?» И тотчас добавляет, чтобы их успокоить: «Теперь же не печальтесь, и да не будет досадно в глазах ваших, что продали меня сюда, ибо для сохранения жизни послал меня Б-г перед вами».
В продолжение этой драматической сцены Йосеф призывает братьев: «Подойдите ко мне». И когда они подходят, он говорит им: «Я Йосеф, брат ваш, которого вы продали в Египет». Возникает вопрос: зачем ему было нужно, чтобы они подошли? Они ведь оставались на месте и никуда не уходили. Рав Овадия Сфорно отвечает: «Чтобы слышавшие плач не слышали о его продаже». Египтяне и весь дом фараона слышали плач Йосефа. Скорее всего, им стало любопытно узнать, от чего же плачет заместитель царя. Поэтому Йосеф попросил братьев приблизиться и говорил с ними шепотом о продаже.