Живому псу лучше, чем мертвому льву
Коэлет, 9:4
Объяснение:
Поясняет рабейну Йона:
Живой пес, то есть самый низкий живой человек, пока жив, может прибавить достоинства душе своей. А мертвый лев, то есть умерший праведник, уже не может этого сделать.
Существует четыре типа людей, которые считаются мертвыми: бедняк, прокаженный, слепой и бездетный.
Талмуд, Недарим, 64 б
Объяснение:
Каждый их этих четырех типов считается мертвым по своей причине. Бедняк считается мертвым с точки зрения своих возможностей: из-за отсутствия имущества он лишен силы воздействия. Прокаженный считается мертвым из-за своего тела, пораженные фрагменты которого являются мертвой плотью. Слепец считается мертвым потому, что его дурное побуждение лишено силы – он ничего не видит и ничего не желает. Бездетный считается мертвым потому, что у него нет продолжения.
Жизнь и смерть — во власти языка
Мишлей 18:21
Объяснение:
Сказано в Талмуде (Трактат Арахин 15):
Язык человека — более сильное оружие, чем меч. Меч может убить лишь того, кто рядом; язык смертоносен даже на дальнем расстоянии.
Грешники даже при жизни считаются мёртвыми, а праведники даже после смерти считаются живыми.
Талмуд, трактат Брахот (17а)
Объяснение:
Грешники своими грехами отдаляют себя от Творца, от вечной жизни в будущем мире, поэтому и при жизни они считаются мёртвыми. Праведники же, души которых даже после смерти связаны с Творцом, являющимся источником вечности, считаются живыми и после смерти.
Еще об этом читайте здесь.
Что сделает человек и умрет? Пусть оживит себя. А что сделает человек и будет жить? Пусть умертвит себя.
Талмуд, Тамид, 32а
Объяснение:
Поясняет Маарша, что смысл высказывания в том, что человек, ищущий во вся и во всем только удовольствий и наслаждений, лишает себя тем самым части в Будущем Мире. Из-за того, что человек все свои помыслы и силы направляет на получение удовольствий в этом мире, нет у него сил на исполнение воли Творца, и он тем самым отдаляет себя от Него, благословенного. Более того, он убивает себя и в этом мире. Ведь его жизнь здесь – это не жизнь.
Подробнее об этом читайте здесь.
Тот, кто вводит человека в грех, хуже того, кто его убил.
Мидраш Танхума
Объяснение:
В продолжении сам мидраш поясняет свои слова. И так сказано там: «Убив человека, он сократил ему жизнь в этом мире, но не лишил его мира грядущего, а тот, кто сводит человека с пути Торы, лишает его и этого мира, и того».
Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают.
Коэлет, 9:5
Объяснение:
Объясняет Талмуд (Брахот, 18, 1):
«Живые знают, что умрут» – это праведники, которые и после смерти остаются живыми, ибо они «знают, что умрут», т.е. напоминают себе о дне смерти. «А мертвые ничего не знают» – это грешники, которые и при жизни были подобны мертвым, они «ничего не знают», т.е. не задумываются о дне смерти и таким образом погружаются в омут грехов в продолжение всего существования.