Сколько свечей зажигать и почему?
Чтобы выполнить заповедь зажигания субботних свечей, достаточно зажечь одну свечу. Все же, согласно обычаю, зажигают хотя бы две свечи.
Объясним этот обычай:
В трактате Шабат (33 б) приводится следующее событие: после того как рабби Шимон бар Йохай и его сын рабби Элазар вышли из пещеры, в которой они скрывались от римлян в течение 13 лет, они обратили внимание на то, что евреи большую часть времени отдают будничным, «приземленным» делам: они пашут, сеют, жнут. Отец и сын весьма опечалились. Тут они увидели пожилого человека, который заторопился домой незадолго до наступления шабата, чтобы успеть подготовиться к нему подобающим образом. В руке у него были две ветки мирта.
— Зачем тебе ветки мирта?
— Во имя почета шабату.
— А почему две?
— Одна ветка ради слов Творца, высеченных на первых скрижалях: «Помни (день субботний)», а вторая – для уважения к словам Творца — на вторых скрижалях: «Храни (день субботний)».
Тогда обратился рабби Шимон к рабби Элазару и сказал ему: «Смотри, сын мой, как любимы евреями заповеди Всевышнего!», и на этом они успокоились.
Почему эти две веточки мирта принесли утешение в сердца великих мудрецов?
Почитание субботы – одна из заповедей Торы. Для того чтобы ее выполнить, достаточно всего одной веточки мирта. Почему же старик взял две веточки? Он не просто исполнял заповедь, а делал это с любовью: он любил субботу и любит заповеди Творца.
Если человек любит исполнение заповедей, — это значит, что предназначения Всевышнего есть его основная деятельность, а все остальное, выполнение разнообразных будничных дел, — лишь возможность заниматься основной деятельностью. Иными словами, второстепенные дела готовят человека к выполнению главных, первостепенных дел! А если так, то и будничные дела можно в определенной мере считать также святыми, ибо они готовят почву для исполнения святых дел.
Эти размышления успокоили великих мудрецов.
Вот почему и мы зажигаем в шабат две свечи: одна – ради сказанного «Храни!», а вторая – во имя сказанного: «Помни!»
Распространен также обычай с рождением каждого ребенка зажигать еще одну свечу.
Запрет уменьшать количество свечей
Той женщине, которая до сих пор зажигала определенное количество свечей, запрещено зажигать их меньшее количество, ибо постоянное зажигание определенного количества свечей превратило ее действие в обет (недер), следовательно, она не может нарушить обет и зажигать меньшее количество свечей, но, если пожелает внести изменения, тогда возможно аннулировать привычный для нее порядок вещей с помощью атарат недарим.
Сколько времени должны гореть свечи?
Стоит взять такие свечи, которые будут гореть до конца субботней трапезы. Если это невозможно, то хотя бы до кидуша и до начала трапезы. Стоит позаботиться о том, чтобы на протяжении всего времени, пока домочадцы не разойдутся и не отправятся спать, дом был бы освещен светом.