Защита и почитание Имен
«В начале всех обучали 12-ти буквенному Имени. Когда же многие начали им пользоваться, только самые скромные из коэнов (священослужителей) могли узнать это имя… Сказал Рав Иегуда от имени Рава: 42-х буквенному Имени можно обучить только скромного, смиренного человека, в зрелом возрасте, который не гневается попусту, не пьет спиртного и не требует даже положенного ему по праву. Тот же кто обладает знанием Имени и хранит его в чистоте, любим и на небесах и на земле, перед ним трепещут, и он наследует этот мир и мир грядущий».
(Гемара Кидушиин, 71а)
Божественные Имена – это как бы «инструменты» Творца. Используя знание кабаллистических тайн, которые в них содержатся, можно достигнуть способности управлять Вселенной и совершать чудеса. Эти имена были открыты Творцом Моше, который передал их и обучил им других пророков, и далее они передавались и дошли до мудрецов Мишны — Танаим и мудрецов Талмуда — Амораим.
Чтобы достигнуть высокого уровня святости, пророки и мудрецы должны были много работать над исправлением своих качеств, и лишь тогда они могли вникнуть и понять духовность, заключенную в буквах каждого Имени. Их души становились как бы духовной лестницей, по которой они могли подниматься в высшие миры («Лестница стоит на земле, а вершина ее достигает неба» (Берешит 28:12)). Они умели пользоваться Именами, чтобы управлять силами природы и творить чудеса. Но пророки и мудрецы не пользовались Именами для совершения чудес. Они изучали их только для того, чтобы постичь и осознать силу и мощь Творца (Пардес Римоним, и/а ар 21 перек 1, 96д).
Раби Ишмаэль и Раби Акива использовали Имена, чтобы расширить свое понимание, улучшить память и достичь Божественного вдохновения (Шаар Руах га-Кодеш, 136). О них сказано: «Страстно возлюбившего Меня, Я спасу и укреплю, т.к. он познал Мое Имя. Он воззовет ко Мне, и Я отвечу ему» (Псалмы 91:14). Заметьте, что сказано «познал Мое Имя», а не «использовал» Его (Ридваз, Маген Давид 6).
Из Торы совершенно ясно, что пророки не использовали Имена для собственной пользы, даже для спасения собственной жизни. Пророк Элиягу не мог найти дорогу из пустыни сорок дней, а Йирмиягу бросили в колодец — и ни тот ни другой не призывали к Именам, чтобы спасти себя (Яветц в комментарии на Эрувин 43а).
Когда же пророк Йешаягу произнес одно из Имен для спасения собственной жизни, он попал в руки своих врагов и был убит (Сефер га-Икарим 1:18), как учит нас Талмуд:
Менаше, царь Иудеи, сказал пророку Иешаягу: «Твои слова противоречат словам Моше, поэтому я приговариваю тебя к смерти».
Йешаягу обратился к самому себе и сказал: «Если я начну себя защищать, Менаше все равно не даст мне опровергнуть его обвинения. Он казнит меня, и на небесах его будут судить за убийство. Если же я даже не попытаюсь себя защитить, он тоже казнит меня — но на небесах его будут судить лишь за ошибочный приговор». Вслед за тем, Йешаягу произнес Непроизносимое Имя и чудесным образом вошел в дерево. Менаше велел срубить дерево. Когда топор ударил по тому месту, где был рот Йешаягу, он умер, так как однажды он назвал Израиль «народом с нечистыми устами» (Йешая 6:5).
(Евамот 496)
Условия использования Имен
Сказал Раби Ишмаэль: Я услышал приятный голос, который сказал: «Тот, кто знает Мои Имена и не произносит их, будет вознагражден, он унаследует Ган Эден (Райский сад), и будет сидеть возле Меня, как Мой ученик. Но тот, кто воспользуется Ими, его награда превратится в наказание и Я передам его в руки жестокого ангела».
(Геихалот де-Раби Ишмаэль, в книге Сефер Меркава Шлема, с. 5).
Очень редко, только в определенных обстоятельствах разрешаеся пользоваться Святыми Именами Творца:
- Можно воспользоваться Именами, чтобы отвести опасность от еврейского народа или чтобы «освятить Имя Творца» (т.е. возвеличить Имя Творца в нашем мире) (Сефер га-Плиа, Введение).
- Прежде чем воспользоваться Именами, нужно обязательно очиститься от нечистоты, происходящей от контакта с мертвецом. А это возможно только с помощью пепла красной коровы. Раби Тарфон делал это даже после разрушения Второго Храма, но с тех пор пепел был утерян (Аризаль, Шаар га- Мицвот, Параша т Шемот; Шаар Ру ах га- Кодеш 136).
- Пользоваться Именами человек может только в состоянии поста, чистоты и святости, в уединенном месте, где ничто не может помешать его сосредоточенности. Он должен быть один, или же еще лучше, с хеврутой, товарищем по учебе, который поможет ему не ошибиться (Сефер га-Плиа, Введение).
Однажды, когда Раби Нехунья бен Акана, находился в особенном состоянии медитативной концентрации, его душа поднялась и не спускалась. И только, когда один из мудрецов дотронулся до его руки краем нечистой одежды, его душа спустилась вниз.
(Гейхалот де-Раби Ишмаэль 18)
♦ Человек, который действительно имеет право пользоваться Святыми Именами Творца, это только тот, о ком написано «Тебя любит даже тот, кто распоряжается жизнью и смертью (Оламот — алъ мавет)» (Шир г а-Ширим 1:3); т.е. он должен быть настолько чист от греха, что все обвинители, включая Ангела Смерти, становятся его друзьями (Аризаль, Шаар га-Мицвот, Парашат Шемот; Шаар Руах га-Кодеш 136).
Использование Короны
Ужасна судьба всех тех, кто пытался пользоваться Именами, не соблюдая всех этих условий: он попадает в руки врагов (сил нечистоты), умрет молодым и лишится своей доли в будущем мире (Сефер га-Икарим 1:18).
Кто пользуется короной — исчезнет.
(Пиркей Авот 1:13)
Тот, кто злоупотребляет Именами, как будто крадет царскую печать, а пользующийся именами наугад заслуживает смертельного наказания (Сефер га-Икарим 1:18). Белшазар заплатил своей жизнью за использование сосудов из Храма, которые всего лишь были изделием человеческих рук, а тот, кто использует Непроизносимое Имя не будучи достойным этого, обязательно поплатится за это своей жизнью (Сефер га-Пяиа, Введение).
Ученики Раби Йегуды га-Хасида решили испробовать, как действуют Святые Имена Творца. Они вошли ночью в логово диких зверей, произнесли там Имена и были спасены.
Когда же их учитель об этом узнал, он велел им вернуться в то же самое место и провести там ночь, не произнося Святых Имен. Только так они могли искупить свой грех в этом мире и не потерять свою долю в будущем мире.
Они сделали то, что повелел им их учитель, и были растерзаны дикими зверями.
(р. Менахем Азария из Пано, Канфей Йона 1:110)
Шабтай Цви ввел многих в заблуждение и заставил поверить в то, что он Машиах, тем, что он совершал чудеса, используя Имена — пока он сам себя не опозорил переходом в Ислам для спасения своей жизни.
Я клянусь вечной жизнью, что мой дед р. Моше Галанти и другие мудрецы того поколения считали, что все, что случилось с Шабтай Цви, произошло только из-за того, что он использовал святые Имена. Наши грехи привели его в этот мир, чтобы он стал испытанием, которого не выдержали ни малые, ни великие.
(р. Моше Хагиз, Эле га-миц- вот, Мицва 513, запретительная заповедь 303)
В заключение, нужно сказать, что использование Имен разрешается только для освящения Имени Творца, или же для спасения общины от страшных постановлений, грозящих полной ассимиляцией, а для других целей это делать — запрещено. Использовать же Имена для собственной выгоды — славы или денег — это очень серьезный грех.
Запрет произносить Имена Творца
Аризаль запретил произносить Имена, потому что все мы ритуально нечисты и нет сейчас среди нас совершенных праведников (Шаар а-Мицвот, Парашат Шмот). Позднейшие авторитеты, такие как р. Гутмахер (Цафнат Панеах, объяснение высказываний Раби бар бар Хана, маамар 9) и р. Элиэзер Папо (Яалзу Хасидим 1172), считали, что нельзя даже изучать тайны, заключенные в Святых Именах Творца и методы их применения, чтобы, не дай Б-г, не попытаться Ими воспользоваться.
Великая мудрость утеряна
В наше время никто не знает, как правильно пользоваться Именами Творца. Ранние Мудрецы, которые обладали этим знанием, намеренно разорвали цепь устной традиции, не передавая эту мудрость своим ученикам. Аризаль, несмотря на то, что он несомненно знал, как правильно произносить Имена, Их значение и знание о том как Ими правильно пользоваться, не передал это знание даже своим ближайшим ученикам.
Все, что осталось у нас в руках, это только традиции, записанные в книгах. Но даже на такие классические работы, как Сефер га-Йецира или Гейхалот де Раби Ишмаэль, невозможно полностью положиться. Во-первых, мудрецы, написавшие их пользовались кратким и часто скрытым языком, сознательно опуская самую суть (Ридваз, Маген Давид 6). Впоследствии, Ришоним специально допускали ошибки в написании Святых Имен и при описании методов Их использования, чтобы нечистые люди не могли использовать Царскую корону для своих корыстных целей.
Еще больше неточностей возникало из-за ошибок при переписке (Сефер га-Брит, Часть 2, Диврей Эмет 11:1,2). Из поколения в поколение, когда один писец копировал у другого текст, который ни один из них не понимал, буква «юд» могла случайно превратиться в букву «бзав», а «далет» в «рейш». Обычно, знаток мысленно читая, исправляет такие ошибки в зависимости от контекста, но в таких кабалистических текстах этого не происходило. Аризаль, несомненно, смог бы исправить все ошибки, но и он не стал бы этого делать из опасения, что нечестные люди будут использовать Имена для своих корыстных целей (р. Шломо Шломиель, Шивхей га-Ари, издание Арам Цова, 316). Так эта драгоценная мудрость была полностью потеряна для последующих поколений.
Практическая Кабала
О практической каббале и ее использовании читайте отдельную статью.