Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Старейшая еврейская община Америки — в Бразилии!

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

История евреев Бразилии очень непроста и поучительна. По сути, в ней запечатлен гимн жизнеспособности и неиссякаемого упорства нашего народа в преодолении трудностей, чтобы жить полноценной еврейской жизнью.

Увидев первые слова заголовка этой статьи читатель, наверное, успел предположить, что речь пойдет об общине Нью-Йорка, Филадельфии или другого ныне крупного города США, но это не так. Старейшая, самая первая еврейская община Америки была основана не где-нибудь, а в Бразилии. Синагогу в Ресифи, столице штата Пернамбуку, основали сефардские евреи в далеком 1636 году, а как дальше складывалась их жизнь и какие перипетии судьбы привели их на эту землю, обо всем этом вы узнаете из статьи.

Бразилию открыли португальцы (1492-1624 г.г.)

После золотого века успешных географических открытий и активной колонизации очередной португальский правитель в 1500 году призвал к себе известного местного дворянина, военачальника Педру Алвариша Кабрала. Уже в молодости тот занимал ряд видных административных постов, однако мореходного опыта у него еще не было. И вот теперь судьба бросила ему новый вызов: предстояло возглавить флот из 13 кораблей, направив путь как можно дальше на запад – это было время поиска альтернативного пути, ведущего в Индию.

Для нас еще небезынтересно узнать, что в качестве переводчика Кабрал взял в это путешествие одного довольно известного к тому времени еврея по имени Гаспар да Гама.

Знаменитый исследователь Васко да Гама

Гаспар был человеком знаменитого исследователя Васко да Гама. Они встретились в Индии — мореплаватель был потрясен, обнаружив там на службе у одного из местных правителей образованного белого человека, исполнявшего при нем роль советника. Васко да Гама решил, что ему вполне может пригодиться помощник, владеющий восточными языками, поэтому постарался увезти его с собой, в Лиссабон. В Португалии еврей был обращен в католицизм, получив при крещении имя Гаспар да Гама — в знак уважения к новому благодетелю.

Когда Кабрал начал планировать свое путешествие на Запад, он сразу подумал о Гаспаре, что полезно было бы взять его с собой хотя бы для того, чтобы попытаться общаться с туземцами.

Когда флот пересек Атлантический океан, путешественники обнаружили землю, поначалу показавшуюся им островом. Позже эта часть суши стала известна как Бразилия. А первым человеком, спустившимся с португальского корабля на новую землю, оказался тот самый Гаспар. К сожалению, его знание индийских диалектов не могло быть полезным в общении с бразильскими аборигенами, но самое главное, что с того момента началось заселение новой территории прибывшими португальцами.

«Открыв» Бразилию, португальские поселенцы двинулись дальше на запад, надеясь обнаружить там золото и серебро, расширить свои новые владения. Этих поселенцев стали называть бандейранты – они всюду несли с собой бандейру, свой флаг. Судя по их именам, вошедшим в историю, можно предположить, что многие из них были конверсос — скрытые евреи.

Одним из самых высокопоставленных среди бандейрантов был Фернандо де Норонья, обращенный в христианство богатый купец, имевший множество связей при лиссабонском дворе. Вскоре ему удалось убедить португальского монарха дать ему эту новую землю в аренду, а за это он пообещал передавать в Лиссабон древесину фернамбукового дерева, которое аборигены называли пау-бразил. Из него получали красящие вещества и другие ценные материалы. Благодаря этому дереву новая для португальцев земля скоро получила название Бразилия.

Что же касается сделки с монархом, то, по версии историков, схема с арендой земли была попыткой Фернандо де Норонья помочь португальским евреям. Надо было подготовить место, где они могли бы жить без постоянно нарастающих угроз со стороны католической церкви с ее инквизицией.

Это было крайне актуально и важно: после того, как в 1492 году евреи были изгнаны из Испании, многие из них переехали в соседнюю Португалию, где на тот момент власти были более лояльны к иудеям. Однако долго так продлится или нет, было неизвестно, поэтому стоило безотлагательно начинать готовить запасное место для возможного «отступления».

Прошло всего лишь несколько лет – и началось изгнание евреев уже из Португалии. Одним тогда удалось перебраться в Нидерланды, а другие попытались найти убежище в отдаленных португальских колониях, надеясь таким образом, не меняя привычный язык общения, как можно дальше дистанцироваться от надзора инквизиции. Так многие новообращенные, конверсос, поселились в Бразилии — благодаря дальновидности и предприимчивости Фернандо де Нороньи.

Голландская Бразилия (1624-1654 гг.)

Раввин Исаак Абоаб да Фонсека

В 1600 году голландская Ост-Индская компания, которая импортировала специи и экзотические продукты с Дальнего Востока, заметно преуспела, и голландцы решили создать еще одну компанию, Вест-Индскую, которая способствовала бы импорту природных ресурсов из Америки — Нью-Йорка, Карибских островов и Бразилии (крупного производителя сахара).

На северо-востоке страны голландцам удалось вытеснить португальцев, и они начали основывать там свое поселение, которое назвали Новой Голландией. Одним из новых законов там стала свобода вероисповедания.

В результате многие португальские конверсос, жившие в разных районах Бразилии под контролем португальцев, переехали в Новую Голландию, чтобы снова стать полноправными евреями. Из самой Голландии туда приехало только 200 евреев – всего лишь малая часть новой большой еврейской общины.

Евреи основали на новом месте множество предприятий, особенно они были вовлечены в развитие сахарной промышленности страны.

Улица евреев

Большинство из еврейских бизнесменов жили на Руа дос Юдос (Rua dos Judeus) — буквально «Улица Евреев». Именно там в 1636 году была построена первая в Западном полушарии синагога, названная Кааль Цур Исраэль — Община «Скала Израиля».

Документы, записи из этой синагоги свидетельствуют о хорошо организованной и активной еврейской общине, в инфраструктуре которой были школа по изучению Торы, благотворительный фонд, надзорный исполнительный комитет. В 1642 году рабби Ицхак Абоаб да Фонсека, более известный как Амстердамский рабби, и Мозес Рафаэль д’Агилар приехали в Бразилию в качестве духовных лидеров, чтобы помочь общинам Цур Исраэль в Ресифи и Маген Авраам в Маурицстаде жить полноценной жизнью иудеев.

Португальское завоевание Новой Голландии

Голландское поселение процветало несколько десятилетий, но затем Вест-Индская компания начала терять интерес к Бразилии. Дело было в том, что прибыль от этой колонии стала меньше, чем от других подконтрольных ей районов. Португальцы не упустили случая — и успешно вытеснили голландцев. Это произошло в 1654 году после 9-летней войны.

Согласно Гуарарапскому договору, португальцы взяли на себя обязательство уважать религиозную свободу тех, кто решил остаться в Бразилии под контролем новых властей, однако сдержать данное слово не смогли: уже вскоре на евреев посыпались обвинения в ереси, их стали преследовать на каждом шагу.

Бразильская марка в память о Кахаль Зур Исраэль

На тот момент 150 еврейских семей, когда-то приехавших из Голландии, решили вернуться в Амстердам, другие переехали в контролируемые голландцами районы Северной Америки. 23 семьи отправились в Новый Амстердам – сегодня это Нью-Йорк.

Губернатором Нового Амстердама в ту пору был Питер Стайвесант, который откровенно недолюбливал евреев. Он обратился к руководству Вест-Индской компании с просьбой разрешить ему выгнать вновь прибывших, при этом не отдавая себе отчет в том, что немалая часть акционеров состояла из евреев. Совершенно неудивительно, что в ответ из Амстердама ему посоветовали относиться «к нашим акционерам» с уважением.

Инквизиция в Бразилии

А тем временем, еще до того, как португальцы вернули себе утраченные было земли, жизнь евреев в Бразилии стала усложняться. Хотя иудеи очень надеялись, что расстояние способно защитить их от длинных рук инквизиции, все же гонения последовали за ними и в Новый Свет.

В 1647 году в той части Бразилии, которая находилась под контролем португальцев, некий Исаак де Кастро был арестован за преподавание иудаизма. Его депортировали в Европу, а там инквизиция вынесла ему приговор о смертной казни и сожгла на костре.

Осознавая серьезность нависшей опасности, евреи снова стали скрывать свою этническую принадлежность, переезжали жить в районы, контролируемые голландцами, переселялись во внутренние районы Бразилии, подальше от побережья, где был хотя бы не такой жестокий надзор.

Антонио Хосе да Силва

Интересно, что совсем недавно историки столкнулись с таким фактом, что часть населения некоторых внутренних районов Бразилии, судя по всему, придерживается еврейских обычаев. Эти маленькие общины не могут объяснить происхождения своих традиций, однако в пятницу они зажигают дома свечи, из книг читают только так называемый христианами «Ветхий Завет», не едят свинину и моллюсков, а кроме всего, воздерживаются от употребления хлеба в течение Пасхи.

Но вернемся к инквизиции. Одним из самых известных ее дел в Бразилии стал случай с Антонио Хосе да Сильвой. Молодой человек жил в Рио-де-Жанейро, был студентом юридического факультета, интересовался драматургией, даже написал несколько успешных пьес. После доноса, отправленного на него в инквизицию, Антонио Хосе был арестован и отправлен в Португалию. Там он отказался отречься от своей веры и 19 октября 1739 года был сожжен на костре. Его мужество потрясло и вдохновило многих бразильцев, как евреев, так и неевреев, а история эта не забыта по сей день: в 1996 году в Бразилии о ней даже сняли фильм под названием «O Judeu» («Еврей»).

Конец преследований. Марокканская община

Наконец в 1773 году указ португальского монарха отменил преследования иудеев. Евреи снова стали свободно приезжать жить в Бразилию. К сожалению, к тому времени почти все местные конверсос уже ассимилировались.

В 1822 году, когда Бразилия обрела официальную независимость от Португалии, туда начали переселяться и марокканские евреи. В 1824 году они основали на севере страны, в Белене (порт. Белем), синагогу под названием Порта-ду-Себу («Врата рая»).

К началу Первой мировой войны сефардская община здесь состояла в основном из марокканцев и насчитывала около 800 членов. В 1950-е годы новая волна еврейской иммиграции привела в Бразилию еще более 3,5 тысяч марокканских евреев. К слову, само название «Belém» имеет еврейское происхождение и связано с библейским городом Бейт-Лехем (христ. Вифлеем).

Порта-ду-Себу (Врата рая) в Белене, Бразилия.

Что касается ашкеназских евреев, они начали прибывать из Европы в Бразилию примерно в 1850 году. Надо сказать, на тот момент эта страна не была предпочтительным местом для жизни евреев, искавших для себя прибежище в Южной Америке. Как правило, вне зависимости от вероисповедания, европейцы выбирали более космополитическую Аргентину — в начале 20 века там был один из самых высоких уровней жизни в мире. Возможно, иммигранты, выбравшие Бразилию, предпочли ее только потому, что стоимость путешествия сюда была значительно ниже, чем если добираться до Буэнос-Айреса, который находился примерно в 2,4 тысячах км к югу.

Почти 30 тысяч западноевропейских евреев, в основном из Германии, переехали в Бразилию в 1920-е годы, спасаясь от растущего в Европе антисемитизма. К 1929 году они создали настолько развитые общины, что там функционировали 27 еврейских школ!

Рост антисемитизма 

В 1930-е годы бразильская интеллигенция начала против евреев весьма тенденциозную клеветническую кампанию, создавая им имидж «вредителей прогресса», этаких «не европейцев», «жалких коммунистов», алчных капиталистов. Нацистская партия поощряла антисемитизм и среди местных представителей немецкой диаспоры, но еще большего успеха она добилась в соседней Аргентине.

В 1938 году Бразилия начала активную ассимиляцию евреев: были закрыты редакции идишских газет, различные еврейские организации, как светские, так и религиозные. За этим последовала череда антисемитских акций, было выпущено несколько изданий мифологии антисемитизма — «Протоколов сионских мудрецов».

С началом Второй мировой войны Бразилия ввела иммиграционную политику, согласно которой еврейским беженцам был запрещен въезд в страну.

Еврейские иммигранты из Польши в порту прибытия в Бразилию, 1926 год. Предоставлено: Сегио Залис, Бразилия.

Однако не все бразильцы оказались на этой волне. Так посол Бразилии во Франции Луис Мартинс де Соуза Дантас смотрел на вещи совершенно иначе, и это была не просто позиция. Он осмелился проигнорировать государственный запрет Бразилии на иммиграцию евреев, что, бесспорно, было настоящим героизмом. Отлично понимая, что может произойти, если эти люди дольше останутся во Франции, он выдал иммиграционные визы сотням французских евреев, спасая их от участи жертв нацистского режима. 10 декабря 2003 года музей Яд Вашем удостоил покойного бразильского дипломата звания Праведника народов мира.

После Холокоста Бразилия приняла новую, более демократичную конституцию, так что уровень антисемитизма снова снизился. Новоприбывшие еврейские иммигранты смогли укрепить общину, и в 1960-е годы ее уже можно было назвать процветающей. А в 1966 году на парламентских выборах в федеральный законодательный орган были избраны 6 евреев, представляющих разные партии. Евреи работали и в законодательных собраниях штатов, и в муниципальных советах.

Известный государственный деятель Орасио Лафер из семьи литовских евреев в 1950-60-е годы был сначала министром финансов Бразилии, а затем министром иностранных дел. Ему удалось сыграть значительную роль в организации переезда тысяч евреев из Сирии, Ливана и других стран Ближнего Востока, чтобы они обрели новый дом на этой земле.

В наше время

Сегодня в Бразилии проживает 9-я по величине еврейская община мира, в Латинской Америке это второе по численности еврейское население (после Аргентины) — примерно 130 000 человек. Около 70 тысяч евреев живет в Сан-Паулу – в этом коммерческом и промышленном центре Бразилии, и еще 30 тысяч — в Рио-де-Жанейро. Остальные 30 тысяч евреев обосновались в других городах. А у бразильцев в какой-то момент появилась такая поговорка: «Если в городе нет еврейского купца, то это не город».

Евреи Сан-Паулу поддерживают Госпиталь Исраэлита Альберта Эйнштейна, чем особенно гордятся. Многие считают его лучшей больницей во всей Южной Америке. Кстати, это первое медицинское заведение за пределами США, получившее аккредитацию комиссии Джойнт.

В современной Бразилии еврейская община живет уже в условиях мира и стабильности, поэтому может свободно исповедовать свою религию. Теперь самая большая угроза для нее не антисемитизм христианской церкви, политиков и соседей, а смешанные браки и ассимиляция.

Синагога Кахал Зур в Ресифи, первая синагога, когда-либо построенная в Америке.

В таких условиях благодаря усилиям многих людей стали развиваться еврейские школы, проводятся занятия по еврейской традиции для взрослых, открываются различные кошерные заведения.

Наверное, это может показаться невероятным, но синагога Кааль Цур Исраэль в Ресифи, та самая первая синагога из построенных в Америке, в 2002 году вновь распахнула свои двери для прихожан — и это через 347 лет после того, как она была закрыта!

Закрыли ее в середине 17 века, когда португальцы вытеснили голландцев из Ресифи и изгнали почти 1500 евреев, запретив им здесь исповедовать иудаизм. Возобновить работу синагоги стало возможно благодаря щедрости и великодушию семьи Сафра, сефардской династии банкиров – да продлятся в мире и благополучии их дни!

После Второй мировой войны Биньямин Цитрон, видный еврейский филантроп, президент Агудат Исраэль в Латинской Америке, стал тем человеком, который построил и возглавил общину в Сан-Паулу. В начале 1950-х годов он встретился с известным американским раввином Аароном Котлером и с гордостью рассказал ему о красивом здании, построенном для ешивы, сказав, что мечтает, чтобы качество еврейского образования в ней не уступало знаменитой американской ешиве.

Тогда рав Котлер ответил ему: «Здания не определяют уровень образованности, за это отвечают люди. Если у вас есть хорошие раввины, которые готовы там преподавать, вы сможете воспитать сильное и образованное поколение евреев. А мы пришлем вам лучшего раввина из всех возможных, чтобы помочь вернуть Тору в Бразилию».

После этого разговора в Сан-Паулу из Америки приехал раввин Зелиг Привальски и вместе с другими энтузиастами обеспечил полноценное еврейское будущее для тысяч местных евреев, а вместе с ними и для всей старейшей еврейской общины в Западном полушарии.

Источник

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому