Вопрос:
Уважаемый рав! Я еврей, который пока только начинает учиться соблюдению. В настоящее время я изучаю заповедь о тфилин. Мой раввин сказал мне, что я должен произносить благословение при надевании тфилин на голову, но позже я не обнаружил в сидуре, чтобы там упоминалось отдельное благословение для головного тфилин. Меня неправильно научили или в сидуре ошибка?
Ответ:
Мне радостно слышать, что вы продолжаете свой путь и растете в Торе и изучении ее заповедей. Надеюсь, в удобном для вас районе есть синагога и вы сможете получить неоценимую помощь со стороны ее сотрудников, которые сделают все возможное, чтобы подсластить ваше путешествие по иудаизму.
А теперь давайте перейдем к вашему вопросу. Несмотря на то, что мы надеваем два разных тфилин — один для руки, другой для головы — и на самом деле они олицетворяют две разные заповеди, тем не менее, благословение, произносимое на тфилин для рук, также распространяется на тфилин для головы, который надевается сразу после этого.
Оно звучит так:
Барух Ата Адонай, Элохейну Мелех ха-олам, Ашер кидшану бемицвотав вецивану лэаниах тфилин.
[Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам надевать тфилин.]
Также наши мудрецы установили специальное дополнительное благословение для головного тфилин, который имеет большее значение из-за более сложного устройства коробочки-футляра и буквы шин на ней, которая отсутствует у тфилин, надеваемого на руку.
Это благословение звучит следующим образом:
Барух Ата Адонай, Элохейну Мелех ха-олам, Ашер кидшану бемицвотав вецивану аль мицват тфилин.
[Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и давший нам заповедь о тфилин.]
Однако существуют разногласия относительно того, необходимо ли добавлять это благословение каждый раз при накладывании тфилин или только в том случае, если кто-то по ошибке делает перерыв между надеванием тфилин на руку и на голову, произнося что-либо, что приводит к тому, что головной тфилин больше не считается благословленным тем первым благословением.
Мнение 1: Это особое благословение предназначено только для головного тфилин и произносится исключительно в том случае, если между двумя надеваниями тфилин произошел перерыв. В таком случае, это единственное благословение, которое произносят перед тем, как надеть тфилин на голову.
Мнение 2: Головной тфилин всегда требует произнесения этого особого благословения. Если кто-то прерывается между накладыванием тфилин на руку и на голову, тогда перед надеванием головного тфилин ему придется прочесть оба благословения.
[В обоих случаях после прочтения благословения на головной тфилин добавляется следующий стих: Барух Шем Квод Малхуто Леолам Ваэд (Благословенно Славное Имя Царства Его во веки веков). Этот стих обычно говорят после того, как понапрасну или по ошибке произнесли имя Бога, какое-либо благословение или нечто, содержащее имя Всевышнего. В данном случае этот стих произносится с учетом возможности того, что галаха (еврейский закон) следует первому мнению, а, значит, благословение было произнесено напрасно.1]
Обычай некоторых общин — следовать первому мнению. Это основано на общем принципе в отношении благословений: когда сомневаешься в том, произносить благословение или нет, следует не устрожать и считать, будто оно было сказано. Это сделано для того, чтобы имя Бога не упоминалось напрасно.
Желаю вам самого лучшего,
Рав Шмуэль Коган
Сноски
Это правило верно независимо от того, был ли перерыв между накладыванием тфилин на руку и на голову или нет. Если перерыва не было, то статус благословения, произносимого на накладывание головного тфилин, ставится под сомнение. А в случае, если перерыв все же произошел, оспаривается необходимость первого благословения, прочитанного на головной тфилин.