Уважение к ближнему
Самоуважение является естественной потребностью каждого человека. Будучи наделён высокой душой, он тяжело переносит пренебрежение окружающих, а когда окружающие уважают его, испытывает глубокую радость и удовлетворение. Поэтому Мудрецы заповедали нам:1 «Честь и достоинство ближнего твоего пусть будут важны для тебя так же, как твои собственные». На иврите слово «почет» – כבוד, кавод, происходит от словаכבד , кавед, «тяжёлый», обладающий весом. Пусть ближний твой обладает весом в твоих глазах, то есть – имеет значимость, ценность. Не относись легковесно к его достоинству. Ведь каждый человек создан по образу и подобию Всевышнего: «Дорог человек (больше, чем все другие создания), ибо создан по образу (Его). Особое расположение к нему проявил Он, создав по Своему образу, как сказано: «Ибо по Своему образу создал (Б-г) человека».2 Так говорит Мишна в трактате Авот.3
«Нет такого человека, у которого бы не было своего «звёздного часа», когда ты будешь нуждаться в нём»
Перкей Авот 4,3
Это значит, что ближний твой вознесён более, чем все другие замечательные существа и объекты, сотворённые Всевышним, потому что именно он – Венец Творения! И ты должен уважать его независимо от его внешнего вида, возраста, интеллекта, стиля общения, общественного положения, финансового состояния, семейного положения, цвета кожи, места жительства, происхождения и т.д. – ведь он несет в себе образ Б-га! И как такового ты должен уважать его.
Человек, приучающий себя быть чувствительным по отношению к другим и проявляющий осторожность в общении с окружающими, старающийся не нанести им обиды непочтительным поведением, сам становится уважаемым человеком. Как сказали Мудрецы в Мишне:4 «Кто достоин уважения? Тот, кто уважает других». Простой смысл этого высказывания заключается в том, что тот, кто относится к людям с уважением, пользуется всеобщим расположением и любовью. Его ценят, его обществом дорожат, окружающие проявляют к нему искреннее уважение. Однако есть в этом высказывании более глубокий смысл: человек, уважающий других, возвышается как личность, независимо от отношения к нему окружающих. Ведь всякий, кто способен воспринять ценность человека как существа, созданного по образу Б-га, сам по себе достоин уважения. Тот же, кто пренебрежительно относится к другим, доказывает тем самым, что он сам низок и глуп, поскольку не в состоянии увидеть промысел Творца в каждом Его создании.
Почему же это так тяжело, уважать ближнего?
Проявление уважения к другим людям сталкивается с одной принципиальной трудностью. Дело в том, что человек, обладающий неким достоинством, считает себя выше своего товарища, который этим достоинством не обладает. Это может быть богатство, ум, физическая сила и т.п. В результате человек не понимает, как можно требовать от него уважения к тому, кто ниже его. Оказывается, недостаточно помнить, что ближний твой, как и ты сам, создан по образу Б-га. Необходимо также научиться вере в то, что у него, вероятно, есть и другие достоинства, которые уравновешивают твои. Более того, вполне возможно, что именно твои достоинства не делают тебе много чести, если ты не даёшь им применения и проявления. Ведь если человек не использует свои достоинства, он больше заслуживает порицания, чем тот, кто ими не обладает вообще. Пишет Пеле Йоэц:5 «Необходимо уважать каждого. Так размышляйте о каждом: «Если он умнее меня, его следует уважать за мудрость. Если я умнее его, возможно, что он праведнее меня. Ведь я грешу сознательно (так как я лучше него понимаю тяжесть греха), а он – непреднамеренно.
Если он богат, ему следует оказывать почести в связи с его богатством. Великие Мудрецы Израиля – рабби Йеуда hа-Наси и рабби Акива – воздавали почести богачам, 6 потому что Всевышний пожелал воздать им почет_ (сделав их богатыми). А если я богат, а он беден – выходит, что я грешу (больше него, поскольку) не даю столько цдаки, сколько должен. Значит, он праведнее меня». Пишет Рамбан в своём известном обращении к сыну: «… любого человека считай значительнее себя. Если он мудрее тебя или богаче, ты обязан его почтить, а если он беден, а ты богаче или мудрее, тогда считай его праведнее себя: его грехи есть результат ошибки, в то время как ты грешишь осознанно».
Добавляет Пеле Йоэц: «Нехорошо поступает тот, кто воздаёт почет богатым и пренебрегает бедняками. Б-г вступится за них и взыщет за их обиды, ведь они очень страдают от этого. И каждому богачу, который приветливо обращается с бедняком, разговаривает с ним и воздает ему уважение, – зачтётся это как большое благодеяние. Ведь он радует сердце несчастного. И в частности, если у богача есть нищие родственники, он не должен стыдиться их».
Сказали Мудрецы в Мишне:8 «Не презирай никого. Ведь нет человека, у которого не было бы своего часа». Рамбам объясняет:9 «Никогда не пренебрегай другим человеком, поскольку даже низкий простолюдин может вознестись высоко, или в какой-то момент тебе для чего-то понадобится, и тогда он взыщет с тебя. Поэтому не презирай никого». В этом наставлении Мудрецы учат нас, что кроме уважения, которое мы должны испытывать к каждому человеку уже потому, что он человек, следует помнить, что в жизни каждого человека есть момент взлёта, когда он может оказаться выше тебя, а ты окажешься зависимым от него. Чтобы напомнить человеку о необходимости уважать каждого и не презирать никого, Б-жественное Провидение сводит его с людьми, к которым он ранее относился с пренебрежением. Теперь же они поднялись настолько, что их власть, возможности или полномочия распространились и на него.
Обязанность уважать учеников
Следует подчеркнуть, что обязанность уважать каждого относится и к нашим ученикам. Хотя обязанность любого педагога учить ребенка, воспитывать и наставлять, а в случае необходимости – укорять и, возможно, наказывать, запрещено унижать ученика и попирать его достоинство. Делая замечания, учитель (а также и родители) должен исходить только из соображений пользы для ребёнка, не забывая о чувстве собственного достоинства ученика. Если необходимо выразить ребенку своё возмущение или разочарование, необходимо делать это, не унижая его жестами или обидными словами, бранными прозвищами и т.п. Осуждение педагога тем больше впечатлит ребёнка, чем с большим уважением к его личности оно будет высказано. Необходимо доступно и терпеливо объяснить ему, в чем предосудительность его поступков и что ему нужно исправить. Всякий воспитатель должен помнить высказывание Мудрецов Мишны:10 «Пусть честь твоего ученика будет дорога тебе, как твоя собственная».
Будучи педагогом, поставьте себя на место вашего ученика, ведь он зачастую зависит от вашей милости и произвола. Представьте, что он чувствует, и помните, что хотя он и один из многих, а дисциплина всего класса – необходимое условие вашей успешной работы, всё же каждый ученик – это личность, со своими потребностями, чувствами и достоинством. Учитель, который не способен поставить себя на место ученика, не должен заниматься преподаванием. Отсутствие безусловного и безоговорочного уважения к ученикам делает его профессионально непригодным.
Доверяй, но проверяй!
В заключение подчеркнём, что обязанность уважать каждого человека как такового не означает слепого доверия каждому. Уважение к другому не снимает с человека обязанности охранять себя от возможного ущерба, поэтому доверять свою безопасность, благополучие и имущество незнакомому человеку неразумно. Этому учили нас Мудрецы:11 «Пусть каждый незнакомый человек будет в твоих глазах как грабитель (остерегайся человека, с которым ты незнаком, не верь ему слепо), но почитай его как рабана Гамлиэля (т.е.выказывай ему уважение как рабану Гамлиэлю, который был главой народа Израиля и величайшим знатоком Торы в своем поколении). Вот случай с рабби Йеошуа, который впустил в свой дом незнакомца. Накормил и напоил его, устроил на ночлег на чердаке и забрал лестницу, по которой тот поднялся. Как поступил гость? Проснулся в полночь, собрал вещи хозяина, завернул их в свою одежду. Когда попытался спуститься со своим узлом, упал и сломал себе шею. Утром нашёл его рабби Йеошуа и сказал ему: «Пустой человек, разве так поступают люди?» Ответил ему: «Я не знал, что ты забрал лестницу». Сказал ему: «Пустой человек, ещё со вчерашнего дня мы опасались тебя».
Правильный баланс между максимальным уважением к другим и разумной осторожностью, которая убережёт вас от возможных неожиданностей, опасностей и ущерба, позволит вам построить правильные отношения с этим миром.
_______________________________________
Источники и примечания:
- Авот 2:10.
- Берешит 9:6.
- Авот 3:14.
- Авот 4:1.
- Пеле Йоэц, «Об уважении к людям».
- Эрувин 86:1.
- Пеле Йоэц, «Об уважении к людям».
- Авот 4:3.
- Комментарий к Мишне, Рамбам, там же.
- Авот 4:12.
- Трактат Кала 8:1.