Мазаль — судьба и счастье
Мазаль — интересное слово. В словаре мы увидим три его основных значения. Два первых заставят нас вспомнить про свадьбы и торжества, на которых желают виновникам хорошего «мазаля» (счастья), а также людей, за которыми закрепилось прозвище «шлимазл» — «плохая судьба» (Хромая Судьба, если вспомнить одноименный роман братьев Стругацких), потому что «судьба» — это второе значение слова «мазаль». И всё-таки более точное из этих названий третье, последнее в списке — «созвездие». Двенадцать знаков зодиака, двенадцать созвездий, 12 мазалот. Созвездие связано с судьбой, со счастливой или несчастливой звездой, под который родился человек, но каким образом можно проследить эту связь, сегодня мы не знаем.
Еврейский закон запрещает обращаться к «читающим по звёздам», чтобы получить астрологический прогноз, первый пункт главы 179 Шулхан Аруха говорит об этом недвусмысленно:
«Не задают вопросов астрологам и предсказателям судьбы»
Но это не означает, что звезды не влияют на мир. В конце концов вся реальность соткана из сил, исходящих из одного источника (в этом смысле имя Б-га на русском — «Всесильный», правильно передаёт значение), и когда человеку приходит срок появиться в этом мире, он рождается в системе сочетания разных силовых воздействий. Он начинает быть частью реальности, встраивается в мозаику её структур, одна из которых — звёзды.
Рамбам в части третьей книги «Путеводитель Растерянных» (на русский переведена только первая часть), пишет в гл. 29, что Авраам вырос в культуре народа под названием «цаба», представители которого ни в какого бога не верили, только в звёзды. Скорее всего, речь идёт о так называемых «сабиях» — народе, который сегодня трудно идентифицировать, но то, что от этого названия образовался термин «сабеизм» — «поклонение звёздам», википедия обязательно нам расскажет; то есть со звёздами у Авраама был свой особый разговор).Традиция передаёт, что патриарх был астрологом высочайшего уровня, и если бы он продолжал следовать по пути своих изысканий, он был бы впоследствии всемирно известным «гуру Ближнего Востока». Вместо этого Авраам стал отцом-основателем народа, который впоследствии примет Тору. О переломе его отношения ко всему, что связано с «властью мазаля» Тора говорит в очень известном предложении книги Берешит, в главе «Лех Леха», 15:5:
«И вывел его наружу и сказал: взгляни на небо и сосчитай звезды, можешь ли сосчитать их, и сказал ему: таким будет и потомство твоё»
Давайте попытаемся сделать вывод о действии мазаля, причём не столько из предложения Торы, сколько из комментария к нему. В этом комментарии три объяснения: Первое связано с буквальным смыслом слов; если ему следовать, Б-г в пророчестве попросил Авраама покинуть шатёр и посмотреть на чёрное, полное звёзд, небо. Как видим, буквального прочтения недостаточно. Звезды — не экспонаты музея «космос», и Всевышний вывел его из шатра не на экскурсию.
Второе объяснение связано с мидрашом.«По созвездиям ты видел, что в будущем тебе не суждено иметь сына?» — уточнил Всевышний. — Но это потому, что в имени у тебя нет дополнительной буквы». Таким образом, мидраш объясняет, что целью выведения Авраама из шатра было предложение научиться прочитывать по звёздам нечто такое, о чём ранее Авраам, очевидно, не думал.
Есть и третье объяснение: Авраам вышел не из шатра из ткани, а из «шатра» метафизического (скорее всего, тоже в пророчестве): Б-г «вывел Авраама из рамок космоса этого мира и поднял над звёздами». Все эти три объяснения, одно за другим, привёл нам Раши.