Вопрос:
Шалом, Раби,
Немного о себе, я религиозная девушка, 19 лет. Еще не начала выходить на шидухи, но думаю заняться этим в ближайшее время. Я слышала, харедим говорят, что самое важное – чтобы муж много учил Тору. Мне это кажется странным, неужели не важно, чтобы он вёл себя достойно и имел хорошие качества? И почему вообще так важно, чтобы муж много учил Тору? Заранее спасибо, Рахель.
Ответ раввина:
Вы задали хороший и важный вопрос.
Выдать дочь за мудреца Торы
Рамбам в Законах запрещённых отношений пишет:
«Всегда человек должен стараться, даже ценой своего имущества, жениться на дочери мудреца Торы, а также выдать дочь за мудреца Торы. Ведь в доме мудрецов не бывает непристойного поведения и нет раздоров».
Из его слов мы учим, что атмосферу в доме определяет то, в какой степени глава семьи является мудрецом Торы. Интересно отметить, что Рамбам не написал, что в этом случае женщина удостоится выполнить много заповедей и т.п., но написал, что в таком доме не будет непристойного поведения и раздоров. Почему Рамбам акцентировал наше внимание именно на этом аспекте? Думаю, причина в том, что главные семейные ценности – любовь и взаимоуважение – это фундамент при построении дома, иначе даже самым хорошим качествам и достоинствам человека не на что будет опереться, и они не смогут развиться.
И на это сказали мудрецы (в конце трактата Укцин): «Не нашёл Творец, Благословен Он, сосуда, который может удерживать благословение для Израиля, кроме как мир», так как если нет мира, негде почивать благословению.
Письмо рава Моше Шмуэля Шапиро
Будет уместно процитировать отрывок из письма рава Моше Шмуэля Шапиро благословенной памяти, рассказывающий о доме мудреца Торы, Рава из Бриска:
«Я под большим впечатлением от дома Учителя, да продлятся дни его. В доме Рава, наполненном радостью и весельем, пробудились во мне воспоминания моей юности, и укрепилось во мне стремление к жизни в гармонии и радости, которые присущи моему естеству со времён моей жизни дома. С той поры мне этого сильно не хватало… этих основ – радости и уюта. Все эти воспоминания нахлынули на меня в доме Рава, и думал я, насколько семейная жизнь в радости укрепляет и озаряет сознание всех и каждого. И действительно, на меня сильно подействовал гостеприимный, сердечный и теплый дом Рава. И приятно мне было сознавать, что и у нас есть тёплый и веселый семейный угол, где всех любят и привечают и каждому дают то, что требуется ему».
И кроме того, очевидно, что Тора, которую учит муж, будет наполнять дом духовным содержанием. И уже говорили мудрецы благословенной памяти в трактате Санедрин: «Дом, в котором не звучат слова Торы по ночам – огонь пожирает его». И это потому, что если в доме не изучают Тору, то его наполнение — материальность, а суть материи распадаться со временем. Так же и уровень исполнения заповедей в доме, где глава семьи – мудрец Торы, совершенно другой. И сказано в Трактате Кидушин: «Велико изучение Торы, ибо оно приводит к действию – исполнению заповедей»
За что женщина получает награду?
Есть и другая причина, почему так важно, чтобы муж регулярно учил Тору: сказано в Трактате Брахот, что женщина получает заслугу в грядущем мире в основном за то, что она помогает мужу и сыновьям изучать Тору.
Поднятие уровня морального поведения
Однако нельзя сказать, что уметь вести себя вежливо и достойно – это не важно. Сказано в Пиркей Авот (3:17): «Если нет достойного поведения — нет Торы», так как достойное поведение – это изначальное условие для того, чтобы Тора смогла войти в человека.
И Мидраш (Ваикра Раба, глава Цав) говорит: «26 поколений, предшествовавших дарованию Торы, вырабатывали достойное поведение, как написано: «хранить путь Древа Жизни». Сначала путь – это достойное поведение, а затем Древо Жизни — это Тора». И это потому, что без достойного поведения не сможет осуществиться Тора, и это подобно Райскому Саду, намекающему на достойное поведение, в котором росло Древо Жизни – намёк на Тору.
При этом изучение Торы, в свою очередь, поднимает уровень морального поведения человека на еще большую высоту, и об этом сказано в Мишне: «Если нет Торы — нет достойного поведения», подразумевая совершенствование поведения.
И поэтому существует два трактата, которые занимаются практическим руководством по достойному поведению человека: Дерех Эрец Раба, который обсуждает достойное поведение, обязательное, для каждого человека, и Дерех Эрец Зута, обсуждающий практику достойного поведения для изучающих Тору.