«Быть может, есть среди вас мужчина или женщина…, чье сердце уклоняется сегодня от Г-спода, Б-га нашего…, говоря: “Мир будет мне, когда за желаниями сердца моего ходить буду…”» (Дварим, 29:17-18)
Когда человек видит, что окружающие его люди превозносят какие-либо идеалы, это невольно влияет на него. И даже если он знает, что все эти идеалы не больше, чем выдумки, тем не менее «серебро и золото, что при них» влияют на его подсознание, и он, сам того не желая, в глубине души начинает относиться к ним с уважением.
Рамбам сформулировал это следующими словами (Законы нравов 6, 1): «Природа человека такова, что его мировоззрение и действия находятся под огромным влиянием окружения (буквально: тянутся за окружением)». Рамбам говорит, что по этой причине человек должен «держаться подальше от грешников, ходящих во тьме, чтобы не учиться на их делах».
наблюдая пути мудреца Торы, его ценности и идеалы, человек тем самым становится ближе к Всевышнему
С другой стороны, нет ничего, что могло бы сильнее повлиять на человека внедрить истинные идеалы в свое сердце, чем окружение праведных людей. Видя их трепетное отношение к выполнению воли Творца, человек понимает истинные ценности не только разумом, но и чувствами.
Особое влияние оказывает на человека нахождение в окружении мудрецов Торы, ведь они, глубоко изучая Б-жественное учение, сформировали в себе истинное мировоззрение, которым руководствуются постоянно. Талмуд (Ктубот,111б) утверждает, что, будучи близким к мудрецам Торы, человек выполняет заповедь «прикрепиться к Творцу», ведь, наблюдая пути мудреца Торы, его ценности и идеалы, человек тем самым становится ближе к Всевышнему, «прикрепляется» к Нему. И так пишет Рамбам (Законы нравов, 6, 2): «Таким образом, следует стараться жениться на дочери мудреца Торы и свою дочь тоже стремиться выдать замуж за талмид хахама, есть и пить с мудрецами, заниматься бизнесом в интересах мудрецов, и общаться с ними при любой возможности».