Что такое иудаизм?
Что иудаизм означает для самого еврея? Большинство людей: как евреи, так и не евреи и язычники, — интуитивно скажут, что иудаизм — это религия. Однако есть враждебно настроенные к религии атеисты, которые также станут утверждать, что они — евреи! А что, если иудаизм — это раса!? Если вы осмелитесь так заявить, большинство евреев подумают, что вы — антисемит! Итак, что такое иудаизм?
Иудаизм — это религия?
Большинство традиционных соблюдающих евреев и большинство либеральных евреев соглашаются друг с другом в том, что эти секулярные евреи по-прежнему остаются евреями, несмотря на их неверие (см. статью «Кто такой еврей?»).
Отсюда очевидно, что быть евреем — это больше, чем религия.
Евреи — это раса?
В 1980-х годах Верховный Суд Соединённых Штатов постановил, что евреи — это раса, по крайней мере, по части принятия антидискриминационных законов. Их обоснование таково: в то время, когда принимались эти законы, люди обычно говорили о «еврейской расе» или «итальянской расе» так же, как и о «негроидной расе». Что тогда намеревались защищать законодатели?
Но, отбросив эмоциональную сторону проблемы, скажем, что евреи, конечно же, не являются расой. Раса — это понятие, которое относится к людям с общей родословной и общими генетическими признаками. Вы не можете изменить свою расу; она заложена в вашей ДНК. Я никогда не стану чернокожим или азиатом независимо от того, как сильно я этого захочу.
Общая родословная не обязана быть строго еврейской. Многие евреи по всему миру имеют общую родословную, о чём свидетельствуют генетические исследования; однако вы можете быть евреем, не разделяя эту общность, например, путем обращения в еврейство (гиюр). Таким образом, я, при всём своём желании, не стану чернокожим или азиатом, но чернокожие или азиаты могут стать евреями (пример этому Сэмми Дэвис (младший) или Конни Чжен).
Иудаизм — это культура или этническая группа?
Большинство светских евреев думают о своём еврействе как о некой культуре или этнической принадлежности. Когда они думают, что евреи — это культура, то в их сознании всплывает мысль о национальной еврейской кухне, языке идиш или иврит, о соблюдении некоторых праздников и о культурных ценностях как неких акцентах на дополнительном образовании.
Безусловно, существует определённое культурное сходство и образ жизни, сближающий евреев друг с другом. Евреи со всего мира объединены под знаменем многих культурных традиций. Однако эти культурные ценности не воспринимается евреями со всех концов мира, а люди, которые их не разделяют, не становятся от этого меньше евреями. Таким образом, иудаизм есть нечто большее, чем культура или этническая группа.
Евреи — это национальность?
Традиционное объяснение и одно из данных Торой, — определяет евреев как нацию. (Еврейское слово, противоположное этому термину, — верите вы тому или нет, — «гой»). Тора и раввины используют этот термин – евреи как нация – не для объяснения современного обозначения территориального и политического единства, но как древнее наименование группы людей с общей историей, единой судьбой и чувством близости друг к другу в одной большой семье.
И в самом деле, неизмеримое число антисемитских сайтов и комментариев антисемитского звучания, сотен сообщений в новостных группах связаны с этой интерпретацией «еврейской государственности». Они и есть доказательство антисемитских заблуждений огромного числа авторов в том, что евреи националистичны, а Израиль является колониальной державой и т. п.
Из-за неточных коннотаций, которые ошибочно привязывают к понятию «нация», это словоупотребление не может использоваться для точного описания еврейского народа.
Еврейский народ — это семья!
Так кто же такие мы, евреи?
Мы — большая семья. Это мы видим во всём Танахе и во множестве еврейских источников из того, что еврейский народ определяется, как «дети Израиля», ибо все мы — физические или духовные потомки патриарха Яакова, (которого позже назвали Исраэль), иными словами, мы — НАРОД ИЗРАИЛЯ. Мы — часть его большой семьи.
Как в любой другой семье, мы не всегда соглашаемся друг с другом. Мы часто спорим и критикуем друг друга. Но мы мерим каждого высокими мерками, зная, что недостатки любого члена семьи будут отражаться на нас всех. В то же время, если кто-то, вне нашего еврейского дома, несправедливо критикует члена «фамилии« или семью в целом, мы тесно объединяемся в оппозицию к этой лживой критике.
Когда члены нашей «семьи» страдают или подвергаются преследованиям, мы все чувствуем общую боль.
Например, в 1980-х годах, когда Африка страдала от засухи и голода, евреи всего мира впервые узнали о евреях Эфиопии (Бета Исраэль), Их религия, раса и культура весьма отличается от нашей; мы даже не подозревали о существовании африканского еврейства до наступления кризиса. И вот мы распахнули для них свои сердца и повернулись к ним лицом, как к нашим собратьям-евреям, как к дальним родственникам, которых мы раньше никогда не видели, и евреи со всего мира в этот сложный период голода помогли евреям Эфиопии эмигрировать в Израиль.
Но когда член нашей «семьи» достигает успехов в чём-то, нас охватывает всеобщая гордость. Прекрасным примером достойного еврея (даже вполне светского), радеющего за успехи собратьев, является Адам Сэндлер, выдающийся американский актер, свободно владеющий ивритом, автор популярных ханукальных песен. Мы гордимся еврейскими учёными, такими, как Альберт Эйнштейн, и политическими лидерами, подобными Джо Либерману (мы не согласны во всем с его политикой и его религиозными взглядами, но мы горды видеть его в национальном списке кандидатов).
Найдётся ли такой еврей, который не знает (или, по крайней мере, не испытывает чувство гордости) за поступок выдающегося питчера-бейсболиста Сэнди Коуфакса отказавшегося от участия в игре международного класса по бейсболу (Мировая серия игр 1965) , из-за того, что она выпала на Йом Кипур?