Недельная глава Беаалотха (Бемидбар, 8-12)
Эльдад и Мейдад — главные герои одного загадочного эпизода из недельной главы Беаалотха. Говорит Тора:
«… И оставались два человека в стане, имя одному Эльдад, а имя другому Мейдад, и овладел ими дух пророчества, ибо были они из записанных, но не вышли к шатру, а пророчествовали в стане.
И прибежал отрок [Гершом, сын Моше1], и сообщил Моше: «Эльдад и Мейдад пророчествуют в стане!»
И отозвался Йеошуа, сын Нуна, прислуживающий Моше, из избранных им, и сказал: «Господин мой, Моше, задержи их!»2
И сказал ему Моше: «Не ревнуешь ли ты за меня? О, если бы все сыны народа Бога были пророками, лишь бы Бог дал им дух Свой!»3
Для понимания эта история несомненно требует контекста (когда и как произошел этот эпизод?), дополнительной биографической справки (кем были Эльдад и Мейдад?) и объяснения (о чем они пророчествовали?). Вместе вся эта информация поможет нам разобраться, что вызвало такую активную реакцию Йеошуа на происходящее и столь удивительное пожелание Моше еврейскому народу.
Итак, контекст: назначение 70 старейшин
После того, как утомленные пустыней евреи несколько раз подряд роптали на Бога и бурно жаловались Моше на то, как страдают от своих странствий и недостатков кочевой жизни, их измученный лидер обратился к Всевышнему и закричал: «Не могу я один нести весь народ этот, ибо слишком тяжело это для меня! И если ты так поступаешь со мной, то лучше умертви меня,… чтобы не видеть мне бедствия моего!».4
Тогда Бог согласился с Моше и сказал, что тому действительно стоит разделить бремя руководителя с другими людьми:
«Собери Мне семьдесят человек из старейшин Израиля, о которых знаешь ты, что они старейшины народа и надсмотрщики его, и приведи их к шатру Откровения, и пусть станут они там с тобою. А Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от духа, который на тебе, и возложу на них, дабы носили они с тобою бремя народа этого, и не будешь ты носить один».5
Талмуд приоткрывает перед нами завесу закулисья, рассказывая о том, что произошло дальше.
Когда Бог сказал Моше: «Собери Мне семьдесят человек из старейшин Израиля», тот справедливо поинтересовался: «Но как мне это сделать? Если я выберу по шесть человек из каждого из 12 колен, то в общей сложности их будет 72, то есть останется два лишних человека. Если я выберу по пять человек из каждого колена, в общей сложности их будет 60, а это нехватка целых десяти. Однако, если я выберу из каких-то колен по 6 человек, а из каких-то — по 5, то вызову крупную ссору между коленами!»
Так что в итоге Моше сделал?
Он выбрал шесть человек из каждого колена и взял 72 листочка. На 70 из них он написал «старейшина», а два оставшихся оставил пустыми. Затем Моше свернул листочки, положил в ящик и перемешал. А потом выступил перед 72 отобранными в старейшины кандидатами и сказал им, что их судьбы будут решены с помощью жребия. Каждый, кто вытянул бы листок с надписью «старейшина», был бы назначен одним из 70 мудрецов.
В этот момент особые эмоции испытывали Эльдад и Мейдад, которые относились к числу 72 кандидатов. Они решили отстраниться от соревнования, считая, что так будет лучше для всех. Эти скромные люди сказали: «Все равно мы чувствуем, что не соответствуем тому уровню величия, которого нас хотят удостоить; мы не заслуживаем того, чтобы получить такое огромное уважение со стороны всего народа и войти в число старейшин. Не нужно проводить никакой жребий, без нас число кандидатов как раз будет равно 70».
Услышав их, Всевышний сказал: «Что ж, если вы проявили такое смирение, то Я добавлю к вашему величию».
Талмуд задает вопрос: в чем же выражалось то величие, которое Бог решил им добавить?
Ответ заключается в том, что все 70 старейшин, получив свои места, были осенены духом Всевышнего, а потому начали пророчествовать, однако это продолжалось лишь какое-то непродолжительное время и затем прекратилось. Эльдад и Мейдад же, несмотря на то, что не вошли в число 70 старейшин, тоже стали пророчествовать — но этот дар уже остался с ними на всю жизнь.6
Но когда эти два скромных и мудрых человека внезапно начали пророчествовать, находясь в стане народа Израиля, верный ученик Моше Йеошуа испугался и предложил задержать их. О чем же таком они могли говорить, что это вызвало у него такую реакцию?
Суть пророчества
Талмуд приводит три классические версии того, о чем могли быть пророчества Эльдада и Мейдада:
- Они сказали, что «Моше умрет, а Йеошуа бин Нун приведет еврейский народ в Землю Израиля».
- Они пророчествовали об истории с перепелами, которая последовала сразу после этого эпизода, говоря: «Явитесь, перепела, явитесь, перепела» — и действительно, из-за них прилетели эти птицы.7
- Они пророчествовали о войне Гога и Магога, которая будет предшествовать приходу Машиаха.
В комментарии Йонатана бен Узиэля говорится, что у каждого из них было свое пророчество.8 Он пишет, что Эльдад делился пророчеством о том, что Моше умрет, а Йеошуа будет руководить евреями во время вступления в Святую Землю, тогда как Мейдад рассказывал, что в стан сынов Израиля прилетят перепела и приведут к большой смуте (как мы действительно прочитаем в Торе чуть позже).9 И оба они пророчествовали о войне Гога и Магога и о Конце дней.
И, наконец, кем они были?
А теперь давайте разберемся, кем были эти два загадочных персонажа и какова была их родословная.
Мидраш10 объясняет, что их настоящие имена были Элидад11 сын Кислона, предводитель колена Биньямина,12 и Кмуэль, сын Шифтана, предводитель колена Эфраима.13
Эти два человека были лидерами своих колен в то время, когда еврейский народ входил в Святую Землю. В отличие от остальных 70 старейшин, которые к моменту входа в Эрец Исраэль уже скончались, Эльдад и Мейдад благодаря своей необычайной скромности удостоились увидеть Землю, текущую молоком и медом, своими глазами.14
Йонатан бен Узиэль15 приводит другую версию и рассказывает, что в период, когда Амрам, отец Моше, развелся со своей женой Йохевед (матерью Моше),16 она вышла замуж за человека по имени Элицафан бен Парнах, будущего предводителя колена Звулуна. У них родилось двое детей, Эльдад и Мейдад, после чего она снова вышла замуж за своего первого мужа17 и родила младшего сына — Моше. Таким образом получается, что Моше с Эльдадом и Мейдадом были братьями по матери.
Известный комментатор Торы Рош18 согласен с тем, что они были сводными братьями Моше, но он утверждает, что у них, наоборот, был общий отец, а не мать.19
Реакция Моше
Исходя из всего вышесказанного, мы теперь можем поистине оценить почтительность и благородство Моше, когда он сказал Йеошуа: «Не ревнуешь ли ты за меня? О, если бы все сыны народа Бога были пророками, лишь бы Бог дал им дух Свой!»
Хотя пророчества Эльдада и Мейдада (по крайней мере, согласно первому мнению) могли быть Моше неприятны, он, тем не менее, понимал, что они истинны, и не только пожелал подобного уровня пророчества всему народу, но и позволил им продолжать делиться в среде стана сынов Израиля словами, которые вкладывал в их уста Всевышний.
Наши мудрецы говорят, что желание Моше, чтобы все евреи стали пророками, будет реализовано в эпоху Машиаха.20 Об этом возвещал и пророк Йоэль, говоря: «И будет после того, изолью Я дух Мой на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, старцам вашим будут сниться сны, юноши ваши будут видеть видения».21
Так пусть же мы удостоимся того, чтобы это сбылось в скором времени, в наши дни! Амен!
Сноски
- Раши на Бемидбар, 11:27.
- Альтернативное толкование этого стиха гласит, что Йеошуа призывал Моше назначить Эльдада и Мейдада на административные должности, чтобы они погрузились в дела общественности и уже не имели столько сил и энтузиазма, чтобы пророчествовать.
- Бемидбар, 11:26-29.
- Бемидбар, 11:1-15.
- Бемидбар, 11:16-17.
- Сангедрин, 17а.
- Бемидбар, 11:31–33.
- Бемидбар, 11:26.
- Бемидбар, 11:33.
- Бемидбар Раба, 15, 19.
- Первоначально его звали Эльдад — без буквы юд, но когда он получил должность предводителя своего колена, к его имени была добавлена юд, ассоциирующаяся с Именем Бога, и тогда имя стало читаться как Элидад (Ихусей Танаим ве-Амораим от имени Мидраша, приведенного в Ишей а-Танах).
- Бемидбар, 34:21.
- Бемидбар, 34:24.
- Рабейну Бехайе, Бемидбар, 24:25.
- Бемидбар, 11:26.
- Известна история о том, что отец Моше и Аарона, Амрам, был величайшим человеком своего поколения. Когда он увидел, что злодей фараон издал указ бросать в реку каждого новорожденного еврейского мальчика, он почувствовал отчаяние и развелся со своей женой. Однако позже по настоянию своей дочери Мирьям Амрам снова женился на Йохевед. Так что, ее брак с Элицафаном имел место между между первым разводом и повторным браком.
- Так как эти события происходили до Синайского Откровения, в подобной ситуации нет проблем с точки зрения еврейского закона. Как мы знаем, получая Тору, евреи приняли, в том числе, запрет вступать в повторный брак со своими женами, если за период развода те уже успели выйти замуж за кого-то другого.
- Бемидбар, 11:27; комментарий Даат Зекеним на тот же стих говорит об этом же.
- См. Игрот Кодеш, т. 15, письмо 5537, где приводится мнение Ребе по вопросу о том, когда Амрам мог успеть стать отцом этих детей.
- Мидраш Теилим, 14:7.
- Йоэль, 3:1.