И было, когда отослал фараон народ, и не повёл их Г-сподь по пути в землю Плиштим, ибо близок он; ибо сказал Г-сподь: «Чтобы не пожалел народ (о выходе из Египта), увидев войну, и не возвратились в Египет». (Шмот 13:17)
И пришёл Амалек, и воевал с Израилем в Рефидим. (Шмот 17:8)
Рассечение красного моря сплотило евреев
В мировой истории не было ни одного примера, подобного еврейскому народу, который практически сразу после освобождения из под ига рабства смог выйти на войну и одержать в ней победу. Но в связи с этим возникает вопрос: почему Всевышний не повёл евреев по короткому пути в землю Плиштим, опасаясь, что те захотят вернуться в Египет, оказавшись на пороге войны?
Ответ состоит в том, что между выходом из Египта и войной с Амалеком произошло «рассечение» Красного моря. В момент «рассечения» моря сам народ Израиля был «рассечён» и расколот на противостоящие фракции и группы. Одни говорили об одном, а другие утверждали обратное; эти убеждали вернуться в Египет, а те — идти в пустыню. Великое чудо «рассечения» моря, интегральную роль в котором сыграл Моше, позволило евреям удостоиться небывалого единодушия, как сказано: «И поверили в Б-га и в Моше, раба Его» (Шмот 14:31). Единство, основанное на вере в Б-га и на вере в то, что народом Израиля руководит помазанник Б-га. Как известно, любое поражение во время войны способно привести к кризису лидерства, так же как и кризис лидерства в военное время грозит поражением.
Народ Израиля мог позволить себе выйти на войну только будучи единым и сплочённым, и только когда весь народ уверен в своём руководстве. Оптимальна ситуация, когда и гражданское население, и солдаты на фронте знают, что и военное руководство, и политические лидеры делают всё возможное, чтобы избежать лишних жертв и добиться окончательной победы над врагом.
Прошлое поколение стало свидетелем того, как чудесным образом народ, выживший в войне, прошедший через лагеря смерти и гетто, смог в течение считанных лет создать независимое государство. Как люди, на чьих костях почти не осталось мяса, ожили заново и создали еврейское государство. Свидетелем того, как люди эти с небывалым мужеством противостояли войскам противника: «Не умру, а буду жить и рассказывать о деяниях Б-га — наказывал меня Б-г, но смерти не предал». (Теилим 118:17)
Война с Амалеком стала проверкой зрелости еврейского народа. Кто бы мог подумать, что рабы фараона будут способны противостоять самому неистовому из народов: Амалеку.
Залог победы в войне
И пришёл Амалек, и воевал с Израилем в Рефидим. И сказал Моше Йеошуа: «Выбери нам людей и выйди, воюй с Амалеком; Завтра я стану на вершине холма, и посох Б-жий — в руке моей». И сделал Йеошуа, как сказал ему Моше, воевать с Амалеком; А Моше, Аарон и Хур взошли на вершину холма. И было, когда поднимет Моше руку его, — и превозмогал Израиль; а когда опускает руку его — и превозмогает Амалек. А руки Моше тяжелы, и взяли камень и положили под него, и сел на него; А Аарон и Хур поддержали руки его, один отсюда, а другой оттуда; и были руки его верны до захода солнца. (Шмот 17:8-12)
В этом рассказе Тора сообщает нам чёткие параметры, необходимые для победы в войне.
- Война должна быть оборонительной, то есть в неё нужно вступать, когда иного выбора нет.
- Высокая мотивации армии: «Выбери нам людей» — людей в армию нужно выбирать, и брать туда следует только избранных.
- Руководство армии должно идти во главе войска и подчиняться политическому руководству народа: «И сделал Йеошуа, как сказал ему Моше».
- В сердце народа должна гореть вера в Б-га и в раба Его Моше, как видно из слов Мишны (Роша а-Шана 3, 8):
И было, когда поднимет Моше руку его, — и превозмогал Израиль; [а когда опускает руку его, и превозмогает Амалек.] (Шмот 17:11) И разве руки Моше выигрывают войну или проигрывают войну? А только [призвано это] сказать тебе: всё время, пока Израиль смотрели вверх и порабощали сердце их Отцу их Небесному, превозмогали, а если нет — падали.
Несколько иначе эта идея высказана в Мехильте (Мехильта Дераби Ишмаэль, Бешалах, Масехта Деамалек Бешалах 1, со слов: «Веая Каашер»)
И было, когда поднимет Моше руку его, и превозмогал [Израиль; а когда опускает руку его — и превозмогает Амалек.] (Шмот, гл. 17:11) И разве руки Моше усиливают Израиль или делают сломленными Амалека? А только всё время, пока Моше возносил руки его вверх, смотрели Израиль на него и верили в того, кто повелел Моше делать так, и Святой, благословен Он, делал им чудеса и [знамения] могучие.
Действительно, вера в Б-га и в Моше, раба Его, дарует спасение и ведёт к победе. Именно поэтому евреи не смогли бы вести войну до «рассечения» Красного моря, до того, как они удостоились связанного с этим просветления и особой духовной ступени.
Причина поражений в войне — несплоченность народа
И действительно, к нашему глубочайшему сожалению, нынешнее поколение стало свидетелем того, что и Первая, и Вторая ливанские войны не увенчались победой, в отличие от войн, которые еврейский народ вёл в прошлом поколении, таких как Шестидневная война и война Судного Дня. Причина этого заключалась в отсутствии единства в народе и сильного лидерства. В отсутствии у народа ясного понимания неизбежности этих войн и веры в то, что главы государства делают всё возможное, чтобы избежать излишних жертв и добиться победы.
Сегодня многие евреи Израиля и диаспоры ощущают, что сдерживающей способности Государства Израиль был нанесён непоправимый ущерб. Причиной этого стала неспособность армии Израиля совладать с горсткой шиитских террористов в Ливане. Ливанские войны привели к тому, что израильские вооружённые силы потеряли ореол непобедимости и славы, которым они были окутаны прежде. В своё время десятки еврейских интеллектуалов Англии пошли ещё дальше, поставив под сомнение целесообразность массового заселения евреями территории Израиля и предложив создать вместо этого дунациональное государство, основанное на видении руководства Палестинской автономии или «Нетурей Карта».
Соединённые Штаты, пытавшиеся искоренить исламский террор, тоже оказались перед разбитым корытом — ситуация в Ираке усложняется изо дня в день. И маленькое еврейское государство, окружённое со всех сторон врагами и немедленно готовое на любые территориальные уступки, оказывается всё глубже погружённым в жерло вулкана исламского фундаментализма, угрожающего самому его существованию.
Воистину наше поколение — это поколение, о котором сказано: «И было в дни суда судей» (Рут 1:1) — в дни, когда судили судей (см. Рут Раба 1, 1). Граждане Израиля недовольны своими лидерами, заботящимися о своём почёте и почёте народа в глазах народов мира («Израиль, которым я буду гордиться» (Йешаяу 49:3), а наши дни — это дни, когда «прекратилось руководство» (В соответствии с комментарием рабейну Ишая ди Тирани Шофтим 5:7 со слова «хадлу»).
В дни Шамгара сына Аната, в дни Яэль перестали [ходить] караваны, и путники стали ходить путями окольными. Прекратилось руководство, прекратилось, пока не встала я, Двора, встала я, мать в Израиле. (Шофтим 5:6-7)
Недальновидность ведёт к кризису лидерства, ответственного, в свою очередь, за политические и военные поражения.
Есть еще надежда
Однако ещё не все потеряно: «Пока не встала я, Двора, встала я, мать в Израиле». И как говорит Йешаяу (55:8-9, 13):
«Ибо замыслы Мои — не замыслы ваши, и пути Мои — не ваши пути», — сказал Б-г. Подобно высоте небес над землёй, возвышены пути мои над путями вашими и замыслы Мои над замыслами вашими. … Вместо терновника взойдёт кипарис, и вместо колючек — мирт, и будет это Б-гу знаком вечным, [который] не будет уничтожен.
И так после дней отчаяния и погибели приходят дни спасения и радости. Смысл испытаний, посылаемых нам Всевышним, подобных «и не повёл их Г-сподь по пути в землю Плиштим, ибо близок он», не всегда понятны, поскольку непонятны пути Святого, благословен Он, и сокрыты замыслы Творца.
«Глава народов Амалек, но конец его — уничтожение», (Бемидбар 24:20) — пророчествует Билам — величайший из пророков народов мира. Об Израиле, однако, пророчество говорит (Шмуэль I 1:15): «И также Вечность Израиля не будет лгать и не передумает, ибо не человек Он, чтобы передумать».
Нам предстоят многие превратности и многие войны, которым суждено охватить весь мир, как сообщили нам наши пророки. Поэтому необходимо укрепить сердца и веру, и заниматься Торой и взаимопомощью, которые, в соответствии со сказанным нашими мудрецами, благословенной памяти, (Санэдрин 98б) способны защитить от бедствий, связанных с приходом машиаха. Необходимо всеми силами надеяться на спасение Б-га, которое, когда придёт, придёт мгновенно (см. Сефер Макабим I, 3).
Эта статья — отрывок из книги рава Пинхаса Гольдшмидта «Слово Торы». Эту книгу можно купить на сайте Еврейской Книги.