История одной из самых известных еврейских песен.
Интересно, что история энергичной, зажигательной и теперь уже знакомой миру песни «Хава нагила» берет свое начало в Российской империи в 1800-х годах, не в лучшие времена.
В тот период царь Николай I издал ряд жестоких указов против еврейского населения. Самым сокрушительным из них стал закон о рекрутах из еврейского населения, согласно которому молодых мальчиков насильно забирали в царскую армию, где им предстояло находиться в течение 25 лет, что по большей части приводило к утрате их национальной идентичности.
Неудивительно, что многие евреи пытались сопротивляться многочисленным притеснениям, иногда публично бросая вызов Николаю I, но чаще все же делая это тихо — продолжая соблюдать традиции своих предков за плотно закрытыми ставнями.
Одним из еврейских лидеров, получившим репутацию оппозиционера царя, был раввин Исроэль Фридман, родившийся в 1797 году в украинском городе Ружин. Его харизма была настолько велика, что он быстро приобрел большое влияние, а его последователи в дальнейшем стали известны как ружинские хасиды.
Как и многие хасидские лидеры, рабби считал, что, несмотря на жизненные трудности, надо стараться жить счастливой и радостной жизнью, и призывал своих собратьев сохранять этот дух даже перед лицом самых жестоких испытаний и репрессий.
Один из способов зародить в сердце радость – это пение, и многие хасидские общины стали известны своими напевами без слов — нигунами. Эти запоминающиеся мелодии часто напевали во время праздничных и субботних застолий, создавая необычайно воодушевляющую атмосферу.
Мне приходилось слышать нигуны в исполнении хасидов одного из потомков каббалиста рабби Ашлага – впечатление незабываемое! Мелодия раз за разом повторяется, постепенно аккумулируя такую энергетиескую мощь, что кожа покрывается мурашками. Отдаленно это напоминает момент, когда при входе в горячую сауну ее обжигающий жар начинает изгонять из твоего тела холод, вздымая кожу. А в нигунах заложена духовная мощь, которая может быть сильнее многократно.
Итак, в возрасте 41 года рабби Фридман был обвинен в «мятеже» против царя, за что на долгие два года оказался в тюрьме. В 1840-м ему удалось выбраться оттуда и бежать в австрийский город Садигора, где местная еврейская община предоставила ему убежище, а в результате постепенно примкнула к рядам его последователей.
Этих хасидов иногда называют садигорскими; они вместе распевали нигуны, как и их украинские братья. Одной из этих мелодий оказалась будущая песня «Хава нагила».
На рубеже 20 века группа садигорских хасидов переехала в Иерусалим, привезя с собой свои уникальные мелодии и напевы. Примерно в 1915 году некоторые из них там встретились с известным музыкальным новатором, композитором, кантором Авраамом Цви Идельсоном, и с того момента ход еврейской музыкальной истории, можно считать, изменился.
Авраам Цви Идельсон родился в 1882 году в Латвии, а прежде, чем в возрасте 23 лет переехать в Иерусалим, он работал в синагогах Германии. Увлеченно изучал Тору и был страстным сионистом, а кроме того, одним из первых в мире этномузыкологов, изучавшим людей через музыку, которую они создают.
Идельсон был восхищен разнообразием музыкальных традиций евреев со всего мира, он записал тысячи еврейских песен и мелодий из Азии, Северной Африки и Европы. Одним из них был тот самый нигун из Садигоры.
Охваченный жизнерадостной мелодией нигуна, он решил написать на нее слова. Его очень волновало возвращение евреев со всего мира в Землю Израиля, и он мечтал создать новый музыкальный канон на иврите, который объединил бы евреев в их зарождающейся стране Израиль, собственно, гимн жизни. За основу он взял известную цитату из праздничной литургии: «Зе а-йом аса Ашем, нагила ве-нисмеха бо» — «Это день, который сотворил Господь, радуйтесь и будьте этим счастливы».1
Написанные им слова идеально отражают это радостное чувство:
Хава нагила, хава нагила – «Давайте возрадуемся, давайте возрадуемся!»
Хава нагила ве-нисмеха — «Давайте возрадуемся и возвеселимся!»
Хава неранена, хава неранена – «Давайте споем, давайте споем!»
Хава неранена ве-нисмеха – «Давайте споем и возвеселимся!»
Уру, уру ахим – «Проснитесь, проснитесь, братья!»
Уру ахим бе-лев самеах – «Проснитесь, братья, с радостным сердцем!»
Эту свою новую версию нигуна Авраам Цви Идельсон включил в концерт, который он помогал организовать в Иерусалиме в честь окончания Первой мировой войны. И буквально тотчас песн стала хитом! Позже он вспоминал о том концерте и его последствиях:
«”Хаву нагилу” пел хор, и это, очевидно, привлекло особое внимание людей, потому что на следующий день многие мужчины и женщины уже распевали ее по всему Иерусалиму. В мгновение ока она разлетелась по всей стране, а оттуда и по остальному еврейскому миру».
«Хаву нагилу» исполняли в различных кибуцах и городах Израиля. Она сделалась необычайно популярной народной мелодией и часто под нее танцевали еврейский танец хора. За пределами Израиля в первую очередь ее подхватили в сионистских молодежных лагерях, а позже она стала неотъемлемой частью еврейских свадеб и других торжеств.
В 1950-е годы «Хаву нагилу» уже начали записывать и нееврейские исполнители. Одним из первых таких певцов был Гарри Белафонте, американская суперзвезда. Он открыл для себя эту песню в Нью-Йорке, там же ее исполнил и не прогадал — она стала одним из его главных хитов.
Позже он вспоминал, что две песни, которые его прославили более всего, были его знаменитая «Day-O» (еще ее называют «Песней о банановой лодке») и «Хава нагила». Белафонте прожил 96 лет (скончался 25 апреля 2023 года), хотелось бы думать, что его долгожительству способствовала и «Хава нагила», аккумулирующая духовные и физические силы.
Самый трогательный опыт Белафонте, связанный с исполнением этого хита, произошел в 1950-е годы в Германии – об этом он как-то рассказывал режиссерам-документалистам Роберте Гроссман и Софи Сартен:
«Меня до глубины души поразило то, что я, афроамериканец, стою здесь, в Германии, которая десять лет назад совершала массовые убийства людей, и немецкие дети поют радостную еврейскую песню: “Давайте возвеселимся!” Я очень расчувствовался».
«Хава нагила» стала, пожалуй, самой узнаваемой еврейской песней за всю историю. Она не только поднимает дух, но и приносит удачу. Гимнастка Элли Райсман, выступившая на Олимпийских играх 2012 года, под ее бодрый напев выиграла золотую медаль, а в 2013 году, когда правительство Кореи спонсировало музыкальный конкурс «Gangman style» в Израиле, победителем стала девочка-подросток по имени Ева Камун, исполнившая именно эту песню.
Многие артисты от Китая до Африки, Восточной Европы и других стран исполняли этот еврейский жизнеутверждающий гимн на разные лады. Поиск на Youtube по названию песни предоставит вам выбор из более полумиллиона видео со всего мира.
Ликующая мелодия и воодушевляющие слова передают глубоко прочувствованную еврейскую истину: мы все стремимся преодолевать трудности, которые возникают в течение жизни. Все стремимся быть лучшими версиями себя, на которые только способны. И каждый из нас хочет быть счастливым. А петь и слушать «Хаву нагилу» — значит зажигать искру радости в наших сердцах.
Сноски
- Теилим, 11:24.