«И увидел Всесильный свет, что он хорош, и разделил Всесильный между светом и тьмой».
Берейшит (1:4)
В этом стихе сказано, что Творец «увидел», что свет хорош. Подобные изречения мы находим на протяжении всего повествования о сотворении мира. В конце трудов каждого из шести дней творения сказано: «И увидел Всесильный, что хорошо».
Смысл этого «видения», когда оно относится к Творцу мира, у которого нет тела, и которого не постигают телесные чувства, мы естественно не в силах понять.
И всё же это выражение призвано как-то донести до нас понимание, сказанного Творцом. Для чего было нужно это «видение»?
Когда речь идет о человеке из плоти и крови, есть польза в дополнительном внимании к уже сделанному. Ведь человеку не всегда удается осуществить свой замысел именно так, как он изначально рассчитывал.
Но когда мы говорим о Творце, такое невозможно себе представить! То, что сотворено, – это в точности то, что Он хотел создать. Отсюда и недоумение: в чем смысл этого «видения» после действия? Что это добавляет, если Он увидел Свое произведение, и оно хорошо? Ведь и так ясно, что оно будет хорошим – именно таким, каким его замыслил Создатель!
Чтобы ответить на этот глубокий вопрос, расскажем историю, которая произошла в бейт-мидраше раби Ихезкеля Левинштейна, учителя из Поневежа.
Это было тогда, когда раби Ихезкель находился в ешиве Мир, во времена раби Йерухама. В те дни раби Ихезкель еще не выступал постоянно перед учениками ешивы, но лишь проводил «собрания» у себя дома между занятиями.
Расстояние от ешивы до дома раби Ихезкеля было небольшим, но по соседству с учителем жили несколько домовладельцев, разводивших свирепых собак, способных легко разорвать человека на части. Поэтому ребята из ешивы обычно шли в обход, чтобы не проходить через эти дворы, хотя при этом и затрачивалось гораздо больше времени.
И вот в один из дней, когда ученики из ешивы собрались в доме у раби Ихезкеля, их встреча продлилась дольше обычного. Стало понятно, что, если ребята пойдут окольным путем, то опоздают в ешиву. Поэтому учитель велел им идти коротким и прямым путем, чтобы попасть в ешиву без опоздания.
Испытывая смущение, ученики вынуждены были признаться, что они попросту боятся. Нет у них смелости, чтобы идти мимо ужасных собак. Они опасаются, как бы псы не бросились на них и не разорвали на куски…
Раби Ихезкель выслушал опасения юношей, а затем сказал: «Не беспокойтесь! Я буду стоять и смотреть за вами, пока вы не пройдете дворы со свирепыми псами. Могу обещать вам, что ничего дурного не случится».
Так и было: ребята пошли коротким путем, преодолевая в себе чувство страха, доверяя мудрости учителя, а раби Ихезкель стоял у входа в дом и смотрел на них.
Чудесным образом собаки словно онемели, забрались в свои будки, и ни одна из них даже не гавкнула на учеников ешивы.
Такая вот история. А теперь давайте поразмышляем над ней. Если бы нам рассказали, что собаки не осмелились лаять на праведного учителя, это бы нас не удивило. Ведь Всевышний уже благословил человека (Берешит, 9:2): «Страх и трепет перед вами пребудет на всех зверях земли и на всякой птице небесной, на всём, что ползает по земле, и на всех рыбах в воде – в руки вам отданы они». Это благословение, как известно, исполняется для праведников народа Израиля в каждом поколении. И даже если бы мы услышали, что раби Ихезкель благословил своих учеников, чтобы с ними не случилось никакого зла, и его благословение исполнилось, – это бы нас тоже не удивило. Ведь «волю трепещущих перед Ним исполняет» и, как говорится, праведник постанавляет, а Всевышний делает.
Но здесь мы встречаем кое-что новое. Раби Ихезкель не довольствовался благословением, а обещал ученикам, что будет смотреть на них, и благодаря своему взгляду, сопровождающему их, ему и удалось успокоить лютых зверей. Здесь нам всё еще требуется объяснение, впрочем, оно вовсе не сложное.
В «силе взгляда» есть чудесная способность соединять видящего и видимое. Когда раби Ихезкель смотрит на учеников, идущих через дворы, в которых есть злые собаки, это не просто рассматривание. Это соединение между ним и ими, вследствие чего для них начинает работать та же защита, что есть у праведников уровня раби Ихезкеля: страх перед ними вселяется в собак, которые закрывают пасти и отступают назад.
Отсюда мы можем перейти к вопросу, с которого начали. Согласно первому впечатлению, «видение» Всевышнего, который смотрит на Свое творение, предназначено, чтобы повторно оценить созданное. Но это ошибка! Это видение было не для оценки, а для созидания. С помощью такого «видения» Всевышний создал связь между Собой и творением. И когда творение соединилось с Творцом, который является сущностью истинного блага, то и всё созданное стало «хорошо».