«И изрёк он притчу свою, и сказал: (Вот) речь Билама, сына Беора, и речь мужа с зияющим глазом; говорит слышащий речения Б-жьи и знающий промысел Всевышнего»
(Бемидбар, 24:15-16)
Талмуд в трактате Санедрин (105 б) спрашивает: каким образом можно сказать «знающий промысел Всевышнего» про человека, который даже в споре со своей ослицей потерпел поражение (там, в трактате Санедрин, приводится подробный спор между Биламом и его ослицей). Отвечает Талмуд, что, несомненно, Билам не знал мнение Г-спода, слова «знающий промысел Всевышнего» означают, что он умел определять момент, когда Всевышний гневается, ведь, как сообщает Талмуд, каждый день есть определённое время, в которое Г-сподь гневается (имеется в виду, что Он проявляет гнев, ведь у Творца нет никакого гнева, как пишет Рамбам в «Законах основ Торы», 1:13). Мы это видим из стиха в книге Теилим (7:12): «…и гневается Б-г каждый день». Билам знал тот момент, когда Всевышний гневается, и это знание он желал использовать, прокляв еврейский народ в «момент гнева». Однако все те дни, в которые Билам собирался проклясть, Г-сподь не гневался. И это то, что сказал Билам Балаку (Бемидбар, 23:8): «Как прокляну, (если) не проклял Б-г? И как гнев навлеку, (если) не гневался Господь?»
Комментирует Раши эти слова Билама следующим образом: «У меня нет собственной силы, сила моя лишь в том, что я умею выбрать момент, когда Святой, благословен Он, гневается, но Он не гневался все эти дни после моего прихода к тебе». Ошибка Билама состояла в том, что он полагал, что сможет использовать какие-то законы, установленные Г-сподом, против Него самого. Эта ошибка характерна не только для Билама, но для многих людей. О ней пишет Рамхаль («Даат Твунот», 4): «Ещё были такие, которые хотели противостоять Ему с помощью колдовства и чар или знанием ангелов, Ему служащих, и их функций».
В чем же заблуждаются эти люди. Об этом сможем выучить из слов Рамхаля в продолжении: «Тот же, кто верит в единство Творца и понимает смысл этого единства, должен верить, что Святой, благословен Он, один, единственен и един. Что нет для Него никаких препятствий и никого, способного противостоять Ему ни в каком виде и ни с какой стороны. Мало того, что нет никакой власти, способной противостоять Ему — Он сам создает добро и зло… Весь порядок правосудия и законы, Им установленные, — они, все без исключения, зависят от воли Его, а Он никоим образом не подчинен им…. Поскольку Творец, благословенно имя Его, совершенно независим в своих действиях, то ни одно из Его созданий не может противостоять Ему даже посредством законов и порядков, Им же установленных. Ведь Он — тот, кто их установил, и Он же может изменить и упразднить их в любой момент по своей воле… И только наивные могли заблуждаться и считать, что могут использовать против Него инструменты, Им же созданные. Все их ухищрения — ложь, и не помогут они им, ведь Он — господин всего, и нет другого, кроме Него».
Если бы Билам явно осознавал этот принцип, у него не возникла бы идея воспользоваться качествами Творца против Него Самого. Из этого мы в очередной раз истинность принципа, о котором уже писали несколько раз: вера – основа соблюдений всех заповедей, и от уровня веры зависит уровень соблюдения всех заповедей.
Пишет Рамхаль («Дерех эц хаим»):
Знание истины усиливает душу и отдаляет от нее ецер (дурное начало), и нет вещи, которая бы в ослабляла душу в большей степени, чем недостаток знания. Если бы знание (истины) охватывало все сердце человека и стаяло в нем прочно, люди не только бы не грешили, но ецер не приближался к ним и не правил, также как он не правит над ангелами.