Одно из утверждений разведчиков заключалось в том, что Израиль — это страна, которая пожирает своих жителей.
Раши объясняет, что они повсюду видели похороны, в результате чего пришли к выводу, что эта страна не подходит для жизни и “убивает” своих жителей.
Раши добавляет, что «на самом деле Господь сделал это на благо разведчиков, чтобы обитатели земли были в трауре и не обращали на них внимания».
Коцкер Ребе спрашивает: в чем был грех разведчиков, ведь они говорили только правду о том, что они везде видели мертвых?
Он же дает ответ:
Два человека могут происходящее интерпретировать по-разному, хотя они видели одно и тоже. Разница в том, что один из них интерпретирует то, что кажется ему верным на первый взгляд, а второй сначала все продумает и проанализирует, прежде чем подвести итог.
Тот, кто ищет правду, не будет довольствоваться тем, что он видит, т.к. он знает о том, что внешность обманчива. Такой человек сначала проверит, укладывается ли все это в общую картину и только после этого он будет делать выводы.
От разведчиков ожидалось, что они расценят происходящее с лучшей стороны, ведь, если Всевышний хочет ввести их в эту страну, это должно быть хорошо для них.
Можно добавить, что в Зоаре написано, что злословили об Израиле из-за страха потерять лидирующие позиции сразу после того как они войдут туда. Поэтому говорили лашон—а-ра о стране. Вероятно, по этой причине они интерпретировали происходящее так, как им это подходило и было выгодно.
Также можно предположить, что они делали это неосознанно — это опасение повлияло на их подсознание.
Рав Эльханан Вассерман этим объясняет тот факт, что много выдающихся философов и ученых опровергают нелепыми доказательствами существование Творца, так что зачастую тяжело вести диалог с ними, потому что они верят только в свои собственные аргументы. Признание существования Творца заставило бы их поменять поведение и ограничило бы их комфорт — поэтому им выгоднее опровергать Его существование и для этого они закрывают глаза на правду.
Из этого мы учим, как важно любой ценой искать правду и не успокаивать себя объяснением, что так нам выгоднее. Не успокаиваться даже если для поиска правды нужно будет изменить свое поведение.
Перевод с немецкого: Этель Дрейшнер.