«И создал Всевышний человека по Своему образу и подобию» (Берешит, 1:27).
Как можно понять смысл этого текста Торы, если мы знаем, что Всевышний вне времени и пространства и что Он бестелесный?
Рав Хаим из Воложина пишет в начале своей знаменитой книги «Нефеш а-Хаим», что это выражение вовсе не означает, что Всевышний создал человека полностью подобным Самому Себе. Слова «по образу и подобию» означают, что человек лишь в чем-то подобен Всевышнему. Подобно тому как царь Давид говорит (Теѓилим, 102:7): «Уподобился я пеликану пустынному…» Понятно, сказанное не означает, что у царя Давида выросли крылья и клюв или что он уподобился пеликану формой тела. Речь идет о том, что Давид скитался подобно птице, живущей в одиночестве, не имеющей постоянного гнезда.
Прежде чем объяснить, в чем же человек подобен Богу, рав Хаим обращает наше внимание на некий нюанс этого стиха. Сказано в Торе (Берешит, 1:27): «И сотворил Б -г (Элоким) человека по образу Своему…» Мы знаем, что Всевышнего называют разными Именами. Почему в приведенном стихе используется именно имя Элоким?
Рав Хаим из Воложина объясняет: в Шулхан Арухе (Орах Хаим, 5) говорится, что имя Элоким указывает на всесилие Б -га (слово элока означает на иврите «сила»). Это имя указывает на то, что любая сила в любом из миров каждое мгновение зависит только от Б -га. Всевышний поддерживает их каждое мгновение, только Он является источником силы и мощи, и Он управляет этими силами непрерывно.
В этом, пишет рав Хаим, человек частично подобен Б -гу. Желание Всевышнего состояло в том, чтобы действия человека имели влияние на эти силы. Своими добрыми делами, словами и мыслями человек поддерживает многие высшие святые силы и миры, добавляет им святости и света. И, не дай Б -г, наоборот: своими недобрыми делами, словами и мыслями человек разрушает многие высшие святые силы и миры.
Подводя итог, рав Хаим пишет: «Потому и сказано (Берешит, 1:27): “И сотворил Б -г человека по образу Своему, по образу Б -жию…”, “…ибо по образу Б -жию создал Он человека” (Берешит, 9:6). Всевышний владеет всеми силами во всех мирах и управляет ими каждое мгновение по воле Своей. И человека Он поставил по воле Своей управлять миллионами сил и миров со всеми их делами и устройством каждое мгновение, чтобы влияли на них дела, и слова, и мысли человека, как будто от человека также зависит их сила». (Здесь важно обратить внимание: рав Хаим употребляет слова «как будто». Понятно, что человек не является властелином всех этих сил, не имеет на них «самостоятельного» влияния. Человек может влиять на эти силы и миры лишь потому, что таково желание Всевышнего – чтобы различные духовные силы зависели от действий человека).
В заключение приведем этический вывод, который делает рав Хаим (там же, часть 4): «Пусть ни один человек не скажет, не дай Б -г, в своем сердце: “Кто я и что моя сила, чтобы я мог совершить своими жалкими действиями хоть что-то в этом мире”. Но должен понимать, и знать, и утвердить в мыслях своего сердца, что ни одна частица его дел, и слов, и мыслей в каждую минуту и мгновение не пропадает, и как велики его дела, насколько огромны и возвышенны: ведь каждое из них поднимается, как предписано, чтобы воздействовать в высотах высот, на высшие миры и свет». Рав Хаим продолжает: «И, действительно, у того, кто вдумается в это хорошо, сердце затрепещет от ужаса и страха, когда он поймет, на каком уровне его недобрые, не дай Б -г, дела оказывают влияние, что он портит и разрушает [даже] небольшим грехом».