В стремительно развивающихся отношениях Йосефа и братьев наступает переломный момент. Йосеф, выступающий в роли самого могущественного человека величайшей цивилизации мира, собирается забрать Биньямина в рабство.
Когда Йосеф выдавал себя за другого, у него был определенный план. Йосеф хотел увидеть, что история больше не повторится, что не будет такого, что сыновья Леи идут против сыновей Рахель. Ее вторым и последним сыном был Биньямин. И Йосеф искусно создает ситуацию, в которой история повторяется: сын Рахель Биньямин, которого забирает злой правитель — позволят ли сыновья Леи этому произойти? Осознали ли они свою ошибку? Необходимо понимать, что Йосеф не занимался местью. Он понимал, что отношения, которыесложатся между всеми фракциями еврейского народа, его коленами, напрямую зависят от готовности прародителей этих фракций стоять друг за друга.
И они постояли. Ситуация накалилась до такой степени, что Египет находился в одном шаге от кровавой войны, которую были готовы развязать сыновья Яакова.
Йегуда подходит к Йосефу, готовый на все, чтобы не дать Биньямина в обиду. Даже на убийство.
Почему именно Йегуда? Именно он обещал отцу вернуть Биньямина живым и здоровым, поклялся собой и своими детьми. Почему поклялся именно Йегуда? Потому что он был лидером, а лидер — это в первую очередь ответственность. Было бы естественно, чтобы старший сын Реувен вступился за Биньямина, но этого не произошло.
За двадцать один год до происходящих событий, когда братья собирались казнить Йосефа, Реувен спас его от смерти. Однако Йосеф все равно оказался в яме и был продан в рабство. Когда Реувен вернулся и увидел, что произошло, его огорчению не было предела.Откуда же он вернулся? Раши объясняет, что Реувен был занят «постом и мешковиной», то есть раскаянием за свой прежний проступок. Разве тот момент подходил для этого? Есть время для раскаяния и есть время для действия. Если бы Реувен действовал, все могло повернуться иначе.
Отсюда мудрецы учат, что не всегда необходимо заниматьсясамоанализом. Иногда необходимо действовать, а для рефлексии выбрать более подходящее время.
Эстафету действия перехватил Йегуда. Именно он, а не Реувен, поручился за Биньямина перед отцом и был готов на все, чтобы оправдать оказанное доверие.
Еврейская жизнь во многом отражает концепцию своевременности. Евреи — чемпионы самосозерцания, великие наблюдатели. Для этого у нас есть даже специально отведенные времена — некоторые отрывки молитвы, Йом Кипур, да и вне регламента уединение с самим собой не раз отмечалось нашими мудрецами как необходимый элемент духовного развития.
Однако очень часто в жизни наступает момент, когда нужно действовать. Разумеется, осмысленно, но действовать. И эти моменты наступают гораздо чаще, чем кажется. Когда вместо очередного этапа размышлений из серии «Б-г и я» или просто вечера, подернутого негой задумчивости, нужно встать и пойти на урок Торы. Когда вместо мыслей «кто виноват?» нужно просто помириться. Или непросто помириться.
А вечно откладываемая диета «с понедельника» снова получит шанс,если начнется не с плана, а с поступка.
И не в понедельник. Если хочется изменить жизнь, достаточно сделать это прямо сейчас.
Шаббат шалом!
Элиэзер Райхман