Спасение жизни – великая мицва, но, с точки зрения Ѓалахи, вопрос о донорстве органов крайне сложен.
С одной стороны, у нас есть святое правило заботиться о жизни человека (пикуах нефеш). Это важнейший принцип в иудаизме и еврейском Законе, из-за которого мы можем нарушать прочие галахические правила, соблюдение которых в данный момент может нанести опасность жизни людей, затруднить оказание необходимой помощи. Так, следует нарушить законы Субботы, если кто-то нуждается в первой медицинской помощи или должен быть доставлен в больницу.
Или, в случае, когда человеку грозит голодная смерть и нет никакой возможности достать кошерную еду, тогда его право и обязанность – есть такую пищу, которую он в состоянии найти ради поддержания жизни.
С другой стороны, в иудаизме существует запрет осквернения мертвого тела (нивуль а-мет). К телу, в котором прежде находилась святая душа, следует относиться с особым уважением. Каждая его часть должна быть похоронена. (Именно поэтому вы могли видеть душераздирающие картины: после теракта религиозные евреи аккуратно и прилежно, с особой тщательностью собирают на месте взрыва кровь и фрагменты тел убитых, чтобы их достойно предать земле).
Вопрос о трансплантации и донорстве органов заставляет нас искать компромисс между этими двумя основополагающими принципами.
Донорство органов ради спасение жизни
В каких случаях еврейский закон разрешает и запрещает передачу органов
Донорство органов разрешено, если оно требуется для конкретной срочной операции. В таком случае спасти жизнь человека – это великая мицва. В то же время запрещено передавать органы в «банк органов» в том случае, когда нет гарантии, что они действительно будут использованы и послужат для спасения жизни. Также запрещено передавать органы для исследовательских целей, испытания новых лекарственных средств, обучения студентов-медиков.
Донором может стать и живой человек. К примеру, человек может пожертвовать одной своей почкой ради спасения чьей-то жизни.
Но и в том случае, когда вы отдаете орган умершего ради срочной и важной операции, нужно быть предельно осторожным.
Одна из опасностей заключается в том, что ради получения наиболее свежего материала для трансплантации, медики могут извлекать его из тела еще до того, как человек будет считаться умершим в соответствии с Ѓалахой. В таком случае, по сути, ради извлечения органа, врач идет по пути убийства своего пациента, что, разумеется, недопустимо.
Каждый случай индивидуален, каждый раз следует рассматривать и учитывать все галахические нюансы. Поэтому перед тем, как давать согласие на ту или иную операцию, следует получить консультацию раввина, хорошо знающего постановления Талмуда и Ѓалахи относительно данной темы.
Источники:
Рабби Йехезкиэль Ландау — Noda BeYehudah II, Yoreh Deah 210
Рабби Моше Фейнстейн — Igrot Moshe, Yoreh Deah II, 174
Дайан Вейс — Minchat Yitzchak V, 7
Рабби Элиэзер Валденберг — Tzitz Eliezer X, 25
Дополнительная информация:
Institute for Jewish Medical Ethics in San Francisco (800-258-4427)
«Judaism and Healing» by Rabbi J. David Bleich (Ktav Publishing 1981)