Многие удивлялись, а многие продолжают удивляться и сегодня: возможно ли, чтобы Тора Израиля, принёсшая человечеству универсальные этические ценности во всем, что касается чуткости к ближнему и его заботам, – именно она постановила, что путь еврейского потребителя к мясному блюду проходит исключительно через зарезание животных остро отточенным ножом? Тем более что запрет Торы причинять напрасную боль живым существам выделен в ней весьма явно! К примеру, еврей обязан разгрузить ношу с упавшего от усталости вьючного животного, даже если хозяин этого осла – «враг твой»1. Талмуд поясняет, что в случае, когда животное страдает от придавившего его груза, запрещено обуславливать свою помощь выплатой вознаграждения, хотя еврей и не горит желанием бесплатно помогать «своему врагу»2. В Талмуде есть еще много установлений на эту тему.
И если так, то возможно ли, что Тора требует от того, кто желает отведать мяса, резать животное ножом, и запрещает очень строгим запретом способы, практикуемые другими народами: например, выстрелить гвоздем в голову животного и умертвить его электрошоком, как это принято сейчас в цивилизованных странах?! На первый взгляд, подобные способы гуманнее, поскольку умерщвляют животное быстрее и причиняют ему меньше страданий. Почему же Тора объявляет «некошерным», т.е. непригодным, мясо убитых таким образом коров и повелевает евреям умерщвлять «Б-жьи создания» собственными руками с помощью ножей?! Более того, Тора категорически запрещает даже оглушать животное перед шхитой — а ведь это уменьшает его страдания!
Следует подчеркнуть, что здесь мы обсуждаем не проблему потребления мяса вообще,* но лишь способы умерщвления скота и птицы.
На протяжении всех предыдущих поколений еврейские мудрецы отвечали скептикам, что именно скрупулёзное следование алахическим предписаниям гарантирует максимально безболезненное умерщвление животных. Ведь Тора обязывает производить шхиту специальным ножом, которыйдолжен быть абсолютно гладким и остро заточенным. И если на нем есть хотя бы мельчайшая зазубрина, которую опытный шойхет ощущает, проводя по лезвию ногтем, нож негоден к использованию, а мясо зарезанного им по ошибке животного — некошерно3. Алаха также требует, чтобы шхита совершалась с максимальной быстротой, одним непрерывным движением. И тогда шея животного перерезается мгновенно и легко, без лишней боли. Любой хирург может подтвердить, что даже глубокий порез острым скальпелем практически не ощутим вначале_ и иногда врач узнаёт о ране, случайно нанесённой ему в ходе операции, только увидев текущую кровь. В то же время, кажущиеся на первый взгляд невинными принятые у народов мира способы убийства животных, на самом деле, жестоки и причиняют животным мучения4. И именно поэтому они запрещены алахой.
Этот ответ – безусловно, истинный сам по себе – в наше время получил могучее подкрепление с опубликованием поразительных результатов серии исследований кровеносных сосудов головного мозга млекопитающих. Эти исследования полностью отринули древние как мир_ нападки на еврейскую шхиту. Из этих исследований вытекает со всей очевидностью, что источник мудрости Торы, предписавшей евреям умерщвлять животных именно таким образом, – не человеческого происхождения.
В основании мозга всех млекопитающих находится анастоматическое кольцо, от которого берут начало артерии, несущие кровь в разные части мозга. Любой врач знает, что резкое падение давления в этом центре кровеносной системы мозга приводит к мгновенной потере сознания.
В процессе шхиты перерезаются проходящие по шее правая и левая сонные артерии, снабжающие кровью мозг. В этот же момент прекращается доступ крови в мозг, кровяное давление в сосудах головы резко падает, что вызывает полную потерю сознания животного самое большее через 2 (!) секунды. Никакие болевые ощущения при этом возникнуть не могут — ни в момент шхиты (благодаря особой остроте ножа), ни после неё (в результате отключения сознания животного).
В отличие от шхиты, все другие способы умерщвления животных, вне всякого сомнения, вызывают у последних страдания. К примеру, электрошок, который часто используется для оглушения животного перед забоем, на самом деле «обваривает» мозг, что, естественно, вызывает боль. Выстрел гвоздём в голову обязательно вызывает некоторую боль, в особенности, если он не был стопроцентно точным. Не будем наивно считать, что мясники делают всё, для того чтобы облегчить страдания животных — несчастным созданиям зачастую приходится страшно мучиться из-за халатности и ошибок5.
После шхиты у животных наблюдаются судорожные движения, однако исследования чётко показывают, что это всего лишь следствие мышечных рефлексов, вызываемых действием энзимов в белковых волокнах. К примеру, отброшенный ящерицей хвост также судорожно сжимается, при этом понятно, что никакой боли этот хвост не испытывает.
Но на этом чудеса шхиты не заканчиваются, и только сейчас мы подходим к описанию потрясающего чуда.
Кроме парной сонной артерии, которая восходит к голове по передней части шеи, на затылке животного есть и другие артерии, которые прилегают к позвоночнику. Эти вступающие в заднюю часть мозга парные позвоночные артерии включены в анастоматическое кольцо. Они не перерезаются при шхите, и, на первый взгляд, поступление крови в мозг через эти артерии может обеспечить давление в анастоматическом кольце, достаточное для того, чтобы животное всё же почувствовало боль! Интересно отметить, что алаха строго запрещает перерезать эти артерии из опасения, что при этом могут быть повреждены шейные позвонки — а в таком случае мясо животного станет некошерным.
Новейшие исследования данного вопроса привели учёных к поистине удивительным выводам. Действительно, у всех млекопитающих существует две пары шейных артерий — сонная и позвоночная. Однако у жвачных парнокопытных (тех самых, что разрешены Торой в пищу) существует определённое отклонение в строении задних артерий. В то время как у некошерных млекопитающих позвоночная артерия напрямую стыкуется с центром головного кровообращения, у кошерных животных эти артерии вначале соединяются с парной сонной артерией впереди шеи — и лишь затем поступающая по ним кровь входит в анастоматическое кольцо. Поэтому перерезание шейных артерий в ходе шхиты именно у жвачных парнокопытных вызывает прекращение кровоснабжения мозга не только со стороны шейных, но и со стороны позвоночных артерий! В результате животное обязательно потеряет сознание очень быстро, поскольку давление в анастоматическом кольце резко падает.
Резюме: исследования кровеносных систем различных млекопитающих показали, что древнее недоумение Торой Израиля в вопросе шхиты превратилось в доказательство ее написания Самим Творцом!
Ибо, кто, кроме Него, мог создать эту удивительную разницу в физиологии разных видов млекопитающих и связать ее с разрешением в пищу именно и только мяса жвачных парнокопытных животных?! Да еще и научить, как умерщвлять таких животных самым безболезненным способом?!
Строение кровеносной системы мозга
курицы
позвоночная артерия сонная артерия
овцы
артерия, соединяющая заднюю и переднюю пары сосудов
козы
коровы
У животных, запрещённых в пищу Торой, поступающая по позвоночным артериям кровь попадает непосредственно в мозг
Свинья
позвоночная артерия сонная артерия
Лошадь
позвоночная артерия сонная артерия
«Кровоснабжение мозга осуществляется, в основном, через кольцевую артерию в основании мозга… У млекопитающих строение анастоматического кольца и отходящих от него кровеносных сосудов обладает ярко выраженной схожестью, однако существуют некоторые различия между разными видами в отношении сосудов, по которым кровь поступает в кольцевую артерию, а также в отношении направления течения крови в определённых артериях» («Учебник ветеринарной анатомии», издание Саундерс 2002, стр. 302)
«Строение позвоночной артерии свиньи походит на строение позвоночной артерии лошади… она соединяется с кольцевой артерией мозга» (Сисон и Гросмэнс, «Анатомия домашних животных», стр. 1309)
Изменения в кровоснабжении мозга у кошерных животных в результате шхиты
1 — нормальное состояние: прямое поступление крови в мозг одновременно по сонной и позвоночной артериям
кровь из позвоночной артерии течет прямо в анастоматическое кольцо
Мозг
2 — сразу после шхиты: кровь в обеих артериях течет в обратную сторону и вытекает наружу
Прекращается поступление крови из позвоночной артерии в анастоматическое кольцо
Мозг
Место шхиты – кровь из обеих пар артерий вытекает наружу
У кошерных животных после шхиты кровь, поступающая в мозг по сонной и позвоночной артериям, изменяет направление своего течения и выходит наружу, при этом кровоснабжение мозга полностью прекращается.
Стоит отметить ещё одно интересное отличие парнокопытных жвачных млекопитающих от других видов животных. В 1961 году* было проведено научное исследование, в ходе которого выяснилось, что лошади, собаки и другие подопытные животные сопротивляются при входе в скотобойню, ощущая приближающуюся опасность, в то же время, среди кошерных животных подобное явление практически не наблюдается. Овцы, присутствовавшие при шхите других овец, не выказывали никаких признаков страха; непривязанный бычок ходил спокойно по помещению, не пытаясь даже убежать, хотя дверь специально была оставлена открытой. Более того: как известно, жвачные животные перестают отрыгивать жвачку, когда предчувствуют опасность. Но теперь доказано экспериментально, что находившиеся в помещении скотобойни животные ложились и пережёвывали жвачку, даже когда в непосредственной близости от них резали им подобных. Таким образом, не только сама еврейская шхита не причиняет никаких страданий животному, но и вся обстановка вокруг остаётся спокойной, и животное не испытывает страданий от предчувствия смерти.
Тем не менее, в Талмуде отмечено, что иногда некоторые очень чувствительные особи всё же проявляют беспокойство и страх8. Поэтому еврейский закон запрещает резать животное в присутствии других животных, чтобы полностью исключить возможные страдания9.
Всемирно известная профессор ветеринарии Темпль Грандин из Университета Колорадо, занимавшаяся разработкой различных методов облегчения жизни животных в коровниках и смягчения их участи в скотобойнях, опубликовала в своё время статью10, в которой утверждает, что основной проблемой при забое скота является не столько само умерщвление, сколько отношение персонала к животным с момента их попадания в скотобойню и до их забоя. По словам Т. Грандин, при правильном обращении животное останется спокойным и не будет бешено сопротивляться при забое.
* *
Следует принять во внимание ещё одно обстоятельство. Чем дольше сохраняется мясо, тем меньшее его количество будет выброшено со склада на помойку, не дождавшись реализации. Соответственно, меньше животных придётся зарезать. По мнению некоторых специалистов, кошерное мясо качественнее обычного, поскольку оно лучше сохраняется (не случайно многие предприятия пищевой индустрии в США стремятся заполучить сертификат _кошерности_ — товары с такой этикеткой лучше раскупаются даже американцами-неевреями). Дело в том, что кровь разлагается сравнительно быстро, и чем больше крови остаётся в теле животного после забоя, тем быстрее начинается процесс гниения. В условиях принятого сегодня в западном мире способа забоя (электрошок + выстрел гвоздём в голову) от смерти животного до разрезания шеи проходит достаточно много времени, и в результате в туше остаётся гораздо больше крови, чем при еврейской шхите, когда кровь сразу хлещет через разрез в горле. При других способах забоя крови в туше остается еще больше11.
В этой связи необходимо отметить, что алаха обязывает евреев дополнительно обескровливать куски мяса с помощью соли и выдерживания на решетке, позволяющей беспрепятственный сток лишней крови. И лишь после такого тщательного удаления крови мясо разрешено готовить. В противном случае, даже мясо кошерно забитого кошерного животного — в пищу Торой не разрешено! Как и другие заповеди, запрет Торы на употребление крови в пищу имеет в своей основе духовные резоны. Но есть в них также и материальная польза12.
* Подробно об этом исследовании рассказывается в современном алахическом труде «Шхита и запрет причинять страдания животным» 7. Там же приводится интересная подробность: вид заточенного для резания ножа может вызвать страх у человека, который осознаёт предназначение этого предмета. Однако животное не понимает, для чего служит нож, и не боится, когда к нему подходит шойхет с инструментом. Когда в ходе эксперимента нож смочили свежей кровью и продемонстрировали его подопытным животным, те никак на него не отреагировали. Одна из коров даже без всякого страха приблизилась и слизнула кровь с ножа.
Источники и примечания
1) Шмот 23:5.
2) Бава мециа 32а.
3) Шульхан Арух — Йоре Деа, Законы Шхиты 6:1.
4) Подробный обзор этой темы приводится в книге рава и доктора И.М. Левингера «Шхита и запрет причинять страдания животным» (Иерусалим, 2004).
5) Развернутое сравнение еврейской шхиты с другими распространёнными сегодня способами забоя приводится в гл. 16 книги рава Левингера.
6) Поразительно, что когда Тора предписывает забой животных, запрещенных в пищу, она говорит следующее: «Каждого первенца ослицы выкупай за ягненка. А если не выкупишь его, проломи ему шею сзади» (Шмот 13:13). Такое «преломление шеи» перерезает именно позвоночную артерию!
7) там же, гл. 14.
8) Бава Мециа 85а.
9) Шульхан Арух, Йоре Деа 36:14.
10) Статья д-ра Грандин помещена на сайте: www.files.hsus.org
11) По результатам химического обследования 80 голов крупного рогатого скота, о чём подробно рассказывается в вышеупомянутой книге рава д-ра Левингера, гл.15. — ?
12) Как, например: кошерные животные более придирчивы в выборе травы для поедания и воздерживаются от поедания ядовитых трав, что делает их мясо более полезным для здоровья. Обязательная проверка лёгких, предписанная алахой, предотвращает распространение чахотки и др. заболеваний. Запрещённое Торой употребление вместе мясных и молочных продуктов наносит вред пищеварительной системе человека, поскольку молоко нейтрализует действие кислых желудочных соков, необходимых для переваривания мясных белков и т.д.