«И возлюби Б -га Всесильного твоего» (6:6).
В нашей недельной главе есть требование – повелительная заповедь: «И возлюби Б -га Всесильного твоего». Мудрецы объясняют эти слова так: «Пусть имя Небес становится любимым благодаря тебе».
Поведение изучающего Тору, исполняющего слова еврейского учения и всех тех, у кого кипа на голове, должно быть образцовым. Они должны удостоиться того, чтобы люди хотели им подражать, восхищались ими, чтобы имя Творца освящалось в народе! Это означает, что на нас лежит огромная ответственность. Поэтому речь наша должна быть спокойной и сдержанной, в очереди надо стоять, проявляя терпение, необходимо следить за чистотой одежды, жилища и выбрасывать мусор только в мусорные контейнеры.
Ничто не сопоставимо с наградой за освящение имени Б -га, как и нет наказания более страшного, чем за осквернение Его имени. Но в Сифри дают еще одно объяснение: «И возлюби Б -га Всесильного твоего – сделай Его любимым для людей, как делал твой праотец Авраам». Об этом сказано: «И душу, которую сделали в Харане» (Берешит, 12:5). Что означает «сделали в Харане»? Ведь даже если все живущие в мире соберутся, чтобы сотворить одного комара и вдохнуть в него душу, у них ничего не получится. Так что же означает «душу, которую сделали в Харане»? Это говорит нам о том, что Авраам приводил людей к вере и вводил их под крылья Шхины. Авраам приводил к вере чужеземцев, а нам не чужие народы нужно вводить под крылья Шхины, а наших драгоценных братьев. Произошедшие тяжкие потрясения, разрушили их связь с источником, из которого черпает свои знания еврейская традиция. Буря оторвала их от собственных корней. Это было влияние эпохи, в которой многое было поставлено с ног на голову, – влияние, которое использовали те, кто поставил себе целью отсечь, разрушить и искоренить святость. Но когда буря стихает, и увлекающий вихрь исчезает, пробуждается скрытая тяга, вновь проявляется еврейская искра, жажда веры и желание продолжить традицию.
«Многие воды не смогут погасить любовь, и реки не затопят ее» (Шир а-Ширим, 8:7). Этого не сделают “отравленные воды”, которые выливаются с экранов телевизоров, где многие высмеивают всё святое. Этого не сделают потоки нечистот, которые загрязняют улицы и превращают их в такие места, к которым чистая душа проникается отвращением.
Всё это не в силах остановить стремление, погасить горящий уголек, который ждет тех, кто придет и вдохнет в него дух жизни, превратит его в светлое и согревающее пламя. Фактически, в этом и состоит роль каждого еврея.
Это повелительная заповедь, и никто не освобожден от ее исполнения. Каждый обязан выполнять ее либо телом, либо имуществом – либо действовать самому, либо поддерживать тех, кто ее выполняет.
Нужно приближать всё больше евреев к их корням, к их вере, к их Источнику. Избавление близко, Машиах уже на пороге. Когда он придет, то спросит каждого из нас: что ты сделал для приближения избавления? Чем помог ускорить мой приход? Побуждал ли ты моих детей к вере, распространял ли Тору? В этот решающий час каждый должен принять участие в великом предназначении – вернуть тоскующих детей к их небесному Отцу.
Кто может, пусть дает уроки Торы, беседует с людьми, выступает перед публикой. А кто не может делать это, или у кого нет на это времени – пусть поддержит тех, кто этим занимается. Он должен поддерживать Тору и благодаря этому он получит долю за ее изучение и распространение, за приближение к вере далеких от нее и за ускорение избавления! И об этом сказано: «И возлюби Б -га Всесильного твоего – сделай Его любимым для людей». А далее Тора говорит: «Всем сердцем, всей душой и всем состоянием» – или телом, или имуществом. Никто не вправе освободить себя от главной задачи нашего поколения – распространения слова Творца, передачи Торы и света веры.