Элуль — месяц милосердия. В эти дни искреннее раскаяние человека находит прощение и особенно желанно Богу. После того как евреи совершали грех, сделав из золота тельца, Моше снова поднялся на гору Синай в рош ходеш Элуль и пробыл там до Йом Кипура. Все те дни евреи пребывали в посту и покаянии, пока Бог не простил их в Йом Кипур. Поэтому месяц Элуль стал для всех поколений временем раскаяния и подготовки к «десяти дня тшувы», являющимся днями суда.
В этот месяц принято давать много денежных пожертвований, совершать как можно больше добрых дел и уделять время размышлению о поступках и об исправлении всего дурного.
В буквах слова ״אלול ״ (Элуль) скрыты следующие значения:
Сказано в Торе: (״ומל הי אלקיך את לבבך ואת לבב ורעך״ (דברים לי,וי – «И обрежет сердце твое и сердце потомков твоих. Первые буквы составляют слово אלול, сам же отрывок говорит о раскаянии.
В «Шир ѓа-Ширим» (Песне Песней) сказано: «Я принадлежу моему возлюбленному, а Он принадлежит мне» – «אֲנִי לְדוֹדִי וְדוֹדִי לִי». Как известно, Шир ѓа-Ширим – это аллегория на отношения между еврейским народом и Творцом. Аббревиатура этих слов также составляет название нашего месяца «элуль» (אלול).
В свитке Эстер есть слова «Человек к ближнему своему и подарки бедным» –«אִישׁ לְרֵעֵהוּ וּמַתָּנוֹת לָאֶבְיוֹנִים». Аббревиатура этих слов также «элуль».
Если Рош Ашана приходится на четверг или субботу, то на исходе предшествующей ему субботы начинают произносить слихот — молитвы о прощении наших грехов. Если же Новый год выпадает на понедельник или вторник, то эти молитвы начинают читать с моцаэй шабат предыдущей недели так, чтобы читать слихот по крайней мере на протяжении четырех дней (Новый год не может начаться в воскресенье, среду или пятницу). В восточных общинах начинают читать слихот со следующего после рош ходеш Элуль дня. Перед слихот следует произнести благословения на омовение рук и на изучение Торы.
Тот, кто читает эти молитвы без миньяна, не произносит в них «тринадцать ступеней милосердия» а также те слихот, которые написаны по-арамейски.
Начиная со второго дня новомесячья Элуля и вплоть до Го-шана раба, последнего дня праздника Сукот (включая его), в ашкеназских общинах включают в утреннюю и вечернюю молитву 27-й Псалом. Этот обычай основывается на Мидраше, объясняющем первые слова этого Псалма: «Г-сподь — свет мой и спасение мое». Мидраш утверждает, что слова «свет мой» относятся к Рош Гашана, а слова «спасение мое» — к Йом Кипуру. А идущие далее слова «ибо Он укроет меня в куще Своей» напоминают о празднике Сукот. Согласно обычаю, установленному Ари, следует читать этот Псалом после утренней и послеполуденной молитв.
На протяжении всего месяца после утренней молитвы трубят в шофар (рог). Его звук пробуждает сердца к тшуве, как сказано у пророка (Амос, 3:6): «Не содрогнется ли народ, когда раздастся трубный звук?!» В восточных общинах принято трубить в шофар при произнесении слихот. В субботу в рог не трубят.