Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Законы почитания родителей

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Важность заповеди

Заповедь почитания родителей (на иврите: כיבוד אב ואם – кибуд ав вэ-эм) является великой заповедью Торы[1]. Она входит в Десять Речений, произнесенных Всевышним, во время Синайского откровения, что говорит о ее особой роли. Это повеление Творца высечено на Скрижалях Завета. Тора приравнивает обязанность почитания и трепета перед родителями к почитанию и трепету перед Всевышним[2].

Приведенная в статье информация основывается на своде еврейских законов «Шулхан Арухе»[3] и его комментаторах. Дополнительные источники, приведенные в статье, будут указаны отдельно. Заметим, что в отношении заповеди почитания и боязни родителей в источниках часто упоминаются отец и сын, тогда, как в действительности кроме отдельных исключений, законы, связанные с этими заповедями, должен исполнять как сын, так и дочь по отношению к обоим родителям. Это следует учитывать, читая приведенные ниже высказывания наших учителей.

Источники в Писании и комментарии к ним

В Торе сказано: «Почитай отца своего и мать свою…»[4], а также: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего…»[5]. Помимо заповеди почитания родителей и боязни, в Торе есть три запрета, напрямую связанных с обязанностями детей по отношению к родителям. «И кто ударит отца своего или мать свою, того должно предать смерти»[6]. «И кто проклинает отца своего или мать свою, того должно предать смерти»[7]. «Проклят пренебрегающий отцом своим или матерью своею!»[8].

Что такое почитание и что такое боязнь

В «Шулхан Арухе»[9] сказано: «Каким образом исполняется заповедь бояться отца? Запрещено стоять на том месте, где обычно стоит отец в собрании старейшин, на том месте, где он обычно молится, сидеть на том месте, где он обычно сидит во время семейных трапез или важных совещаний. Запрещено с ним спорить. Иногда запрещено даже выражать согласие с тем, что было им сказано, если это происходит в форме оценки его слов. Например, если отец с кем-либо дискутирует, запрещено сыну в присутствии отца сказать, что его отец прав. Запрещено называть отца по имени как при его жизни, так и после смерти. Обращаясь к нему, нужно говорить: «отец» или «папа», а говоря о нем с другими людьми – «отец, наставник мой». Каким образом исполняется заповедь почитать отца? Сын обязан (когда отец не в состоянии это сделать сам) его кормить, поить, одевать, укрывать, помогать при передвижении». В рамках исполнения заповеди почитания родителей дети, которые с ними вместе не живут, должны их периодически проведывать, звонить им, писать письма и т.п.[10]

Оба эти повеления Торы – почитание и страх – человек обязан исполнять и действиями, и словами, и мыслями[11]. Суть исполнения заповеди бояться родителей заключается в отказе от действий, слов и мыслей, которые умаляют величие и значимость родителей, обижают, огорчают, расстраивают их или, тем более, гневят или оскорбляют. В то время, как заповедь почитания родителей заключается в совершении действий, произношения слов и вынашивания мыслей, выражающих уважение к родителям.

Почему нужно почитать родителей

Заповедь почитания родителей – одна из самых понятных и доступных человеческому разуму заповедей[12]. Несомненно, по отношению к тем, кто тебя родил, вырастил, воспитал, провел ради тебя массу бессонных ночей, заботился о твоем излечении, кормил, одевал и т.д., – ты должен испытывать чувство безмерной благодарности, которая выражается в проявлении почтения и уважения, желании отплатить добром за добро[13]. Но даже тот, кого родители не растили и не воспитывали, должен их почитать. В создании человека принимают участие трое: Б-г, отец и мать. Родители как бы выступают в качестве компаньонов Всевышнего в создании человека[14], а компаньонов Всевышнего необходимо почитать![15] В любом случае основным мотивом исполнения заповеди почитания родителей, как и всех остальных предписаний Торы и мудрецов, должно быть желание исполнить волю Творца, как сказано[16]: «Почитай отца своего и мать свою, как тебе заповедовал это Г-сподь Б-г Твой…»[17].

Три аспекта заповеди почитания отца и матери

Заповедь почитания отца и матери необходимо выполнять во всех аспектах: мыслями, словами и делами. Мысленно эту великую заповедь выполняют, когда думают: какие особенные, замечательные, прекрасные у меня родители, вспоминают их хорошие качества и достойные поступки. Словесно ее исполняют, когда говорят с родителями и о родителях с великим почтением, высокой оценкой, с любовью и нежностью. С отцом и матерью следует говорить, как с царем и царицей, всячески выказывая им почтение. Дети должны стараться всегда первыми здороваться с папой и мамой, сообщать им новости, говорить об отъезде и возвращении, живо интересоваться их делами и здоровьем. Если человек просит о чем-либо людей, которые уважают его родителей, ему следует сказать: «Окажите мне эту услугу ради моего отца или матери», даже если они исполнили бы его просьбу не будучи знакомы с его отцом и матерью[18]. Этим человек возвышает своих родителей в своих глазах и глазах других людей, оказывая им тем самым уважение. Если человек слышит, что о его родителях отзываются в неуважительной форме, он обязан это сразу же пресечь. Если вмешательство не поможет, а только вызовет еще более бурный гнев и приведет к еще большему унижению, иногда целесообразнее промолчать[19].

Исполнить заповедь почитания родителей действием человек может, ведя себя достойно, ибо, благодаря такому поведению, доброе имя отца и матери будет превознесено: «Такого прекрасного человека могли воспитать только очень хорошие родители». Всякая заповедь и доброе дело, которое совершает человек, косвенно является исполнением заповеди почитания родителей – ведь все, что он делает, в определенном смысле является следствием их воспитания. Всевышний вспоминает их к добру и воздает им в этом и в будущем мире[20].

В присутствии родителей дети должны стараться вести себя наиболее достойным образом, так, как ведут себя в присутствии особо важных персон[21].

Иногда почитание родителей может быт исполнено наилучшим образом именно бездействием. В Талмуде[22] и в «Шулхан Арухе»[23] приводится следующий пример: отец выбрасывает в море принадлежащий сыну кошель с золотыми монетами. Сын при этом должен мужественно промолчать и принять такое поведение отца, как должное. Ашкеназский законоучитель Рамо установил закон в соответствии с мнением тех, кто считает, что пока отец еще не выбросил кошель, сын имеет право ему в этом воспрепятствовать, т.к. нет обязанности нести материальный ущерб ради почитания родителей. Автор «Шулхан Аруха», рав Йосэф Каро, установил закон в соответствии с мнением Рамбама: если это каким-то образом может обидеть отца, сыну запрещено препятствовать ему выбросить принадлежащий ему кошель. Другими словами, сын или дочь обязаны потерять все свое имущество, но не обидеть родителей.

Общие для исполнения всех заповедей правила

Выполняя заповедь почитания родителей, необходимо учитывать два общих для всех предписаний Торы правила. Одно из них – намерение исполнить заповедь Всевышнего[24]. Второе – заповедь, которую человек делает сам, выше и значимее, чем та, для исполнения которой он просит или нанимает кого-либо другого[25].

Радушие и благожелательность

Помощь родителям дети должны оказывать со всем радушием и благожелательностью, чтобы родителям было приятно ее принимать.

Благословение на исполнение заповеди почитания родителей

На исполнение заповеди почитания родителей, в отличие от многих других заповедей, не установлено специальное благословение.

Награда за почитание родителей

В Торе сказано: «Чти отца своего и мать свою, дабы продлились дни твои на земле»[26]. Некоторые мудрецы считают, что значимость заповедей настолько велика, что за них невозможно отплатить человеку в этом мире. Согласно этому мнению, долгота дней, обещанная за исполнение заповеди почитания родителей, — это долголетие в Грядущем Мире. Согласно другому мнению, тот, кто почитает родителей, получает благословение Свыше на долгую и счастливую жизнь и в этом мире тоже.

Роль женщины в заповеди почитания родителей

Выше отмечалось, что заповедь почитания родителей в равной степени возложена как на сыновей, так и на дочерей, т.к. эта заповедь не зависит от временных рамок и женщины обязаны исполнять ее так же, как и мужчины. Однако на обязанности замужней женщины по отношению к родителям Тора накладывает определенные ограничения: ее обязанности по отношению к мужу первостепенны и отодвигают долг почитания родителей. Другими словами, замужняя женщина должна исполнять все, что касается исполнения заповеди почитания родителей, если это не идет в разрез с ее обязанностями по отношению к мужу. С согласия мужа она в полной мере обязана в заповеди почитания родителей. В остальных заповедях по отношению к родителям — запрет их проклинать, бить, расстраивать, огорчать, позорить, спорить с ними, перебивать, называть по имени, сидеть на их месте и обижать — замужняя женщина обязана точно так же, как и мужчина[27]. Просьбы родителей, которые могут негативно повлиять на ее отношения с мужем, она исполнять не должна[28].

Девушки до замужества, разведенные женщины и вдовы обязаны почитать родителей без каких-либо ограничений, даже если их собственные дети требуют от них много внимания.

Обязанность вставать перед родителями

Сын и дочь обязаны вставать перед родителями, даже когда родители этого не видят. Вставать следует в полный рост[29]. Обязанность встать перед отцом и матерью вступает в силу с момента, как только сын или дочь их увидели, даже если они находятся еще довольно далеко[30]. Стоять должны, пока отец или мать не уйдут или не сядут.

Представители сефардских общин обязаны вставать перед родителями при каждой встрече[31]. Ашкеназы должны вставать перед родителями, дважды в день – один раз утром и один раз вечером. Если присутствуют посторонние люди, которые не видели, что сын или дочь сегодня уже вставали перед родителями, они должны вставать перед родителями дополнительное число раз[32].

Всякий раз, когда дети-ашкеназы встают перед родителями помимо обязательных двух раз, они выполняют заповедь почитания родителей, и награда за это велика. Даже если сын в данный момент занят изучением Торы, он обязан встать перед родителями.

В общественном транспорте (поезде, самолете, автобусе и т.п.) также действует обязанность вставать перед родителями[33].

Как следует поступить сыну или дочери, которые до того, как отец или мать вошли в комнату, собирались встать для своих нужд, например, чтобы сделать что-либо или пойти куда-либо? В таком случае им следует встать перед родителями, затем на некоторое время присесть, чтобы было ясно, что они встали из уважения к родителям, и только после этого вставать для своих нужд[34].

Родители могут позволить детям не вставать перед ними. В таком случае, если сын или дочь не встанут перед ними, они не совершат нарушения, но, если встанут – исполнят заповедь. Если присутствуют посторонние люди, которые не знают, что родители позволили детям не вставать перед ними, дети должны встать перед родителями.

Если отец является учеником своего сына-мудреца Торы, сын встает перед отцом, поскольку тот – отец, а отец встает перед сыном, выполняя обязанность вставать перед учителем Торы. Все же сыну необходимо всячески стараться лишний раз не утруждать отца.

Обязанность исполнять родительские просьбы

Заповедь почитания родителей включает в себя обязанность исполнять их просьбы, как в их присутствии, так и в случае, когда они об этом не знают, и даже после их смерти. Дети обязанность исполнять и те пожелания родителей, в исполнении которых нет прямой необходимости для родителей[35].

Поскольку жена обязана почитать мужа, то если мать и отец одновременно попросили сына или дочь сделать для них некое действие, – дети должны выполнить сначала просьбу отца, а потом – просьбу матери. Если обе просьбы можно выполнить одновременно или если родители в разводе, нет преимущества ни у одного из родителей перед другим. Аналогичный закон и в случае, когда речь идет об исполнении желания родителей после их смерти[36]. Когда родители в разводе, могут возникать ситуации, когда выполнение заповеди почитания одного родителя идет вразрез выполнению заповеди почитания другого родителя. В каждом конкретном случае необходимо посоветоваться с опытным раввином, как следует поступить.

Просьбы, противоречащие Торе

Сказано: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего, и субботы Мои соблюдайте, Я – Г-сподь, Б-г ваш». «Соседство» этих двух заповедей – почитания родителей и соблюдение субботы – не случайно. Мудрецы объясняют, что этим Тора хотела обучить нас, что, если отец или мать требуют нарушить субботу (или любой другой запрет), их запрещено слушаться. Почему? Ответ дается в конце стиха: «Я – Г-сподь, Б-г ваш» – и ты, и твои родители обязаны исполнять Мои законы. Таким образом, в случае, если исполнение просьбы родителей предполагает нарушение закона Торы, постановления мудрецов или обычая, принятого в еврейском народе, запрещено ее исполнять.

Если родители возражают против того, чтобы их сын или дочь простили кого-то, примирились с кем-либо и т.д., нет обязанности их слушаться, т.к. такое поведение противоречит запрету Торы «не возненавидь ближнего своего в сердце своем»[37] и предписанию «возлюби ближнего, как самого себя»[38].

Если родители просят совершить действие, которое может быть опасно для здоровья или жизни, или действие, которое выглядит нелепо или непристойно, нет обязанности исполнять их просьбу. Нет обязанности слушаться родителей, которые запрещают сыну или дочери переехать жить в Святую Землю.

Дети не должны исполнять желания родителей, если они просят то, что по мнению врачей может повредить родителям[39].

При решении вопроса о женитьбе, следует серьезно отнестись к совету любящих родителей, но нет обязанности поступать в соответствии с их наставлениями. Разрешено уехать от родителей в другой город или даже страну с целью создания семьи.

Семейные торжества и трапезы

Когда родители приходят в гости к детям, их принято усаживать либо на места хозяев дома, либо на другие почетные места. Во время семейных торжеств и важных событий дети должны уважить родителей, предоставив им самые важные роли.

Сын, сопровождающий отца. Правила поведения при входе в помещение и выходе из него

Когда отец идет по дороге вместе с сыновьями, он идет посередине, а сыновья – справа и слева от него. Если его сопровождает один сын, он следует по левую сторону от отца. В помещение первыми пропускают войти родителей. Исключение составляет ситуация, когда они заходят в квартиру детей, т.к. существует правило, что хозяин всегда входит первым, даже если это твой ребенок. При выходе из помещения дети обязаны предложить отцу или матери сделать это первыми.

Родительское благословение

Одним из проявлений почтения к родителям является стремление детей получить их благословение[40].

Наречение имени ребенку

При выборе имени ребенка можно исполнить заповедь почитания родителей, дав ему имя в честь своих родителей (усопших или ныне здравствующих, когда речь идет об общине, в которой принято давать имя в честь живых бабушек и дедушек новорожденного), их родителей, братьев или сестер и т.д. Приняв совет родителей в отношении того, какое имя дать ребенку, также исполняют заповедь почитания родителей[41].

За чей счет осуществляется заповедь почитания родителей?

Иногда выполнение заповеди почитания родителей связано с материальными затратами: плата за транспорт, лекарства, продукты питания, одежда, ремонт квартиры и т.п. Если у родителей есть такая возможность, оплата этих расходов осуществляется за их счет. Когда для того, чтобы помочь родителям, человек вынужден пропустить работу, он не восполняет потери в зарплате за счет родителей. Расходы на телефонные звонки, проезд, письма и т.п., необходимые для исполнения заповеди почитания родителей, не оплачиваются родительскими деньгами, т.к. вместо звонка или письма дети могли бы явиться лично, а вместо того, чтобы пользоваться транспортом, – прийти пешком[42].

В случае, когда у родителей нет возможности оплачивать расходы, их нужды оплачиваются детьми. Братья и сестры разделяют эти расходы между собой в соответствии с материальной обеспеченностью каждого из них.

Если материальное положение детей позволяет содержать родителей, не прибегая к деньгам, которые они должны отделять для нуждающихся в рамках заповеди цдака или маасэр ксафим (денежная десятина), им следует их содержать на «свободные» деньги, а цдаку и маасэр жертвовать посторонним неимущим людям. Если материальное положение родителей настолько тяжело, что по закону они имеют право на получение цдаки и денежной десятины, а у детей есть возможность их содержать или помогать им материально только за счет денег цдаки и маасэр, то детям не просто разрешено это — они обязаны так поступить. Причем в таком случае у родителей — первенствующее право на получение цдаки и десятины. Чтобы родители не чувствовали себя униженными, не следует им сообщать о том, что дети оказывают им материальную помощь. Тем более не следует сообщать, что они делают это за счет цдаки и маасэр. Даже когда разрешено содержать родителей за счет цдаки и маасэр, следует хотя бы небольшую часть цдаки и маасэр передавать другим неимущим.

Дети не обязаны помогать родителям, если это приведет к значительным материальным потерям или если они могут быть уволены с работы и потерять заработок. Если у человека есть дети, которые находятся на его обеспечении и денег хватает либо на пропитание детей, либо на оплату расходов на нужды родителей, обязанность по отношению к детям первостепенна[43].

Расходы на содержание родителей в доме престарелых, на оплату работника, который за ними ухаживает, а также расходы на похороны родителей дети не имеют права осуществлять за счет денег цдаки и маасэр ксафим[44].

В случае если у детей нет возможности содержать родителей даже на деньги цдаки и маасэр, либо этих средств недостаточно для достойного ухода за родителями, по букве закона они не обязаны изыскивать средства для содержания родителей. Однако они должны приложить все усилия, чтобы обеспечить родителей всем необходимым и не допустить того, чтобы они испытывали нужду[45].

Судебные тяжбы

По букве закона детям разрешено вызывать родителей в суд, например, в случае если они причинили детям материальный ущерб. Однако согласно еврейской морали и этике неправильно судиться с родителями, т.к. это является для них позором, расстраивает и очень огорчает их[46].

Обычно право выбрать место и членов суда сохранено за обвиняемым. В случае, когда человека в суд вызывают родители, он в рамках исполнения заповеди почитания родителей должен предоставить им право выбрать тот суд, который им удобен. Если это удаленное место и поездка туда сопряжена с материальными расходами, родители, которые выбрали этот суд, оплачивают издержки детей на дорогу.

Если в суд родителей вызывают посторонние люди, по возможности их детям следует предстать перед судом вместо родителей, чтобы оберечь их от лишних расстройств и позора[47].

Почитание родителей после их смерти

Заповедь почитания родителей человек продолжает исполнять и после их смерти. Более того, после смерти исполнение заповеди происходит на более высоком уровне, т.к. дети чтят родителей абсолютно безвозмездно, не надеясь на благодарность, ответную помощь или наследство[48]. Любое доброе дело и хороший поступок, совершенный человеком, исполненные им заповеди, — все это ставится в заслугу его родителям, как до, так и после их смерти. В рамках траура по родителям существует ряд ограничений и действий, которые дети соблюдают во время первой недели после похорон, в первый месяц и в течение первого года после смерти.

Во время похорон отца или матери, если они проходят в те дни, когда разрешено оплакивать усопших, дети обязаны произнести по ним надгробную речь[49]. Законы надрыва одежды по усопшим родственникам (крия), когда речь идет о смерти родителей, более строги[50].

Траур по усопшим родителям продолжается год, а не тридцать дней, как в случае смерти других близких родственников[51]. В течение этого времени (т.е. двенадцати месяцев, а високосные годы – тринадцати месяцев) после смерти отца или матери, упоминая о них, сын и дочь должны произносить фразу «Да буду я искуплением для своего отца (или матери)» (арэйни капарат мишкаво (мишкава)). После года при упоминании отца произносят «Благословенной памяти» (зихроно ли-враха), а при упоминании матери – «Мир праху ее» (алеа а-шалом). Указанные фразы не только произносят при разговоре, но и записывают, когда упоминают о родителях в письменной форме.

Ашкеназы в течение одиннадцати месяцев, а сефарды в течение двенадцати месяцев (кроме первой недели двенадцатого месяца) после смерти родителей читают по ним Кадиш. (Заметим, что Кадиш можно читать только в присутствии миньяна – кворума, состоящего, как минимум, из десяти евреев старше тринадцати лет). Кадиш по матери читают, даже если отец жив, и, наоборот, – по отцу, если мать жива. Сыновья в течение одиннадцати месяцев траура по родителям молятся в качестве хазана[52]. Сефарды молятся в качестве хазана в течение двенадцати месяцев, кроме первой недели двенадцатого месяца. Сыновей, находящихся в трауре по родителям, вызывают в Субботу к Торе в качестве мафтира. Если за право выйти к Торе в этом месте принято платить, по букве закона сын в этом не обязан[53]. Изучая Тору (в особенности Мишну) в честь возвышения души отца и матери, сыновья исполняют заповедь почитания родителей[54].

На седьмой и тридцатый день после похорон, по прошествии одиннадцати месяцев после смерти, а также каждый год в день смерти родителей дети посещают их могилы, читают на них определенные псалмы из Тэилим, молитвы и произносят Кадиш. (Если эти дни выпадают на субботу, праздники или новомесячье, могилы посещают раньше или позже. Заметим также, что коэны не приближаются к месту, где находятся могилы ближе, чем на два метра).

Сефарды по завершению тридцати дней после похорон, одиннадцати и двенадцати месяцев после смерти родителей, а также ежегодно в день их смерти устраивают в их память поминальное собрание с трапезой (азкара). Если один из этих дней приходится на субботу, азкара переносится либо на вечер предыдущего дня, либо на следующий день.

В день годовщины смерти родителей (йорцайт) ежегодно дети зажигают поминальные свечи[55] и постятся в заслугу родителей[56]. В день смерти родителей сыновья читают Кадиш, молятся в качестве хазана, их вызывают к Торе[57]. В сефардских общинах сыновья читают Кадиш, начиная с субботы, предшествующей дню смерти отца или матери. В йорцайт дают нуждающимся милостыню и изучают определенные разделы из Мишны в заслугу родителей.

Если день смерти родителей неизвестен, дети могут произвольно выбрать любой день в году и постоянно его придерживаться, будто он в реальности является годовщиной смерти[58]. Всякий раз, когда дети попадают на то кладбище, где похоронены их родители, во имя их почета они обязательно должны посетить их могилы. Верно и обратное: посещая могилы родителей, во имя их почета, не следует посещать другие могилы, находящиеся на этом же кладбище.

В Йом Кипур, Шмини Ацерет, седьмой (а в странах диаспоры – восьмой) день Песаха, в Шавуот (странах диаспоры – во второй день праздника Шавуот) ашкеназы читают по усопшим родителям специальную поминальную молитву Изкор, а в канун названных праздников они зажигают в их честь суточную свечу. У сефардов не принято читать Изкор, они устраивают Ашкавот в неделю перед йорцайтом, а также в вечер, когда начинается Йом Кипур. Для того, чтобы молитвы возымели большую силу, во время их чтения принято брать на себя обязательство дать милостыню неимущим в заслугу души усопшего. Это обещание необходимо выполнить как можно быстрее.

Согласно букве закона, дети обязаны выплатить долги своих покойных родителей только в случае, если те им оставили наследство. Однако было бы правильно сделать сверх рамок требуемого и выплатить их долги, даже если дети не получили от родителей никакого наследства[59]. Одной из составляющих заповеди почитания родителей является исполнение их предсмертной воли[60].

Заповедь почитания родителей и другие заповеди

Если во время того, как человек был занят исполнением какой-либо заповеди, родители его о чем-либо попросили, ему следует прежде завершить начатую заповедь, а после этого исполнить просьбу родителей, ибо если начали одну заповедь, запрещено ее оставлять ради другой, не доделав. Исключение составляет только заповедь изучения Торы, хотя это самая великая из всех шестисот тринадцати заповедей. Тору изучают для того, чтобы ее исполнять и, если во время изучения представилась возможность исполнить какую-либо заповедь, исполнение которой не терпит отлагательств и ее невозможно поручить другим, человек обязан временно прервать изучение Торы и выполнить эту заповедь. Поэтому, если человек учил Тору, а родителям понадобилось что-либо, что невозможно сделать потом, и никто другой, кроме сына не может им в этом помочь, сын обязан на время отвлечься от учебы и помочь родителям.

Если человеку одновременно представилась возможность исполнить заповедь почитания родителей или какую-либо другую заповедь, то если другая заповедь может быть выполнена позже или ее может выполнить кто-то другой, он обязан исполнить заповедь почитания родителей, т.к. она важнее любой другой заповеди. Но если вторая заповедь не терпит отлагательств и ее не может исполнить никто, кроме этого человека или его родителей, он обязан сначала исполнить эту заповедь, а потом приступить к заповеди почитания родителей, поскольку и он, и его родители обязаны исполнить эту заповедь.

Нахождение в Земле Израиля является важной заповедью. Вместе с этим, даже тем, для кого Израиль является постоянным местом жительства, могут временно покинуть страну, чтобы исполнить заповедь почитания родителей[61]. Тем более те, кто проживает в диаспоре и родителям необходимо их постоянное присутствие, освобождены от заповеди жить в Земле Израиля[62].

Страх перед родителями

Заповедь бояться родителей не имеет ограничений – ни временных, ни качественных, ни количественных[63]. В «Шулхан Арухе» приведена следующая ситуация: сын, облаченный в важные одежды, заседает во главе народа. Вдруг входят его родители и на виду у всех рвут на нем одежду, бьют его по голове и плюют ему в лицо. Что говорит об этом закон? «Запрещено ему обидеть их. Он обязан промолчать и наполниться трепетом перед Царем всех царей, заповедовавшим ему вести себя подобным образом. Ведь если земной царь повелел бы ему претерпевать еще большие страдания, он был бы вынужден пойти на это, тем более, когда речь идет о предписании Того, по слову Которого создан мир в соответствии с Его желанием»[64]. Вместе с этим, если сын заранее предполагает, что родители могут поступить по отношению к нему подобным образом, ему разрешено с помощью других людей предпринять меры, чтобы это предотвратить[65]. Не удалось предотвратить – по букве закона за подобный поступок ему разрешено вызвать родителей в раввинский суд[66].

Запрет сидеть на месте родителей

Заповедь бояться родителей, которая заключается в том, чтобы не допускать фамильярности в общении с родителями и сохранять почтительную дистанцию в отношениях с ними, включает в себя запрет сидеть на месте, предназначенном для отца или матери. Речь идет о постоянном месте за обеденным столом, в синагоге, на службе и т.д. Стоять в этом месте не возбраняется. На родительском месте запрещено сидеть, даже когда этого никто этого не видит, т.к. этим человек как бы уравнивает себя с ними[67].

Запрещено пользоваться стулом или креслом, на котором обычно сидит отец или мать[68]. Однако на этот стул разрешено встать для того, чтобы снять что-либо сверху. В отношении пользования родительскими кроватями мнения законоучителей разошлись: некоторые считают, что детям разрешено на них сидеть или лежать без специального разрешения родителей, другие считают, что закон в отношении кроватей аналогичен закону в отношении стула.

Во время торжественных застолий, заседаний, дискуссий, в которых принимают участие родители и их дети, и родители выражают желание, чтобы их дети сидели рядом с ними, детям разрешено сидеть рядом с родителями. Если родители позволяют, детям разрешено сидеть даже на том месте, где обычно сидят родители. Если родители решили поменять свое привычное место на другое или сменить свой стул на другой, детям разрешено сидеть на их бывших местах.

Если у отца или матери есть определенное место, где они обычно стоят – трибуна, сцена и т.п. – детям запрещено стоять на этом месте[69].

После смерти родителей детям разрешено сидеть и стоять на предназначенных им местах[70]. Более того, когда дети после смерти родителей сидят или стоят на их местах, они выражают этим им почет и уважение[71].

Обычную одежду, принадлежащую родителям, детям носить не возбраняется. Одежду, ношение которой говорит об особом величии, почете или власти ее хозяев, как, например, мундир, детям запрещено надевать без специального разрешения родителей[72]. Данный запрет распространяется и на ситуации, когда родители при этом не присутствуют.

Запрет спорить с родителями и перебивать их

Запрещено возражать родителям, оспаривать их мнение, перебивать их. Когда родителей спрашивают о чем-либо, запрещено детям отвечать вместо них. Если родители порицают, ругают сына или дочь, им запрещено оправдываться в форме, которая может быть воспринята как спор с родителями, даже если они считают, что обвинение ошибочно. Однако разрешено объясниться и оправдаться в почтительной форме, не противореча тому, что они говорят.

Если отец или мать с кем-то дискутируют, детям запрещено не только выражать солидарность с оппонентом родителей, но и одобрить точку зрения отца или матери. Подобная солидарность выглядит как панибратство, уравнивание себя с родителями. Согласно некоторым мнениям, запрет оспаривать или одобрять позицию родителей распространяется только на те случаи, когда дети высказывают свою точку зрения в их присутствии. Когда родители не присутствуют при разговоре, разрешено поддержать или оспорить их точку зрения, но сделать это необходимо в максимально уважительной по отношении к ним форме[73]. Разрешено полемизировать, диспутировать и дискутировать с родителями, задавать им вопросы, высказывать несогласие, отстаивать свое мнение. Если отец или мать спрашивают, разрешено им ответить, даже если ответ в корне противоречит их мнению. Но все это должно происходить в духе почтения и преклонения перед ними.

Отказ исполнить просьбу родителей, данный им в резкой форме, а также молчаливое игнорирование просьбы родителей равносильно несогласию с ними и строго запрещено. Вместе с этим, если исполнение просьбы родителей сопряжено с особыми физическими или моральными трудностями, дети могут объяснить в уважительной форме, почему они не могут исполнить данную конкретную просьбу[74].

Аналогично этому, если претензии или порицания родителей ранят, причиняют страдания, дети не обязаны молча их терпеть, а могут сообщить им об этом в почтительной форме[75].

В случае, когда есть угроза для жизни родителей если они не примут определенное лекарство или не лягут в больницу, а они отказываются от этого, детям разрешено прибегнуть к хитрости, а в случае необходимости – к обману или даже применить силу, чтобы сохранить им жизнь[76].

Как выразить родителям свое несогласие

Если дети считают, что родители ошиблись или неправы, разрешено им деликатно намекнуть на это в форме вопроса, например: «Ты помнишь, чему ты меня учил?», или: «Ты помнишь, что ты мне говорил?», или: «Как по твоему мнению следует понять написанное в такой-то книге?» и т.п. В такой форме родители с одной стороны поймут свою ошибку, а с другой – не будут оскорблены или обижены. Если родители явно нарушают законы Торы или принятые среди людей нормы приличия и намеки не помогают им этого не делать, разрешено им выразить свое несогласие впрямую, но в максимально уважительной форме.

Запрет называть родителей по имени

Детям запрещено называть своих родителей по имени, как в их присутствии, так и в случае, когда родители находятся в другом месте и даже после их смерти. При обращении к ним или упоминании о них в разговоре с другими людьми следует использовать слова «папа» (или «отец») и «мама» (или «мать»), а когда передает от их имени слова, связанные с законами Торы, должен произносить «отец, наставник мой» или «мать, наставница моя». Данный закон распространяется как на устную речь, так и на письмо[77]. В свете этого, когда в разговоре с детьми родители упоминают бабушку или дедушку (т.е. своих родителей), следует обратить внимание на то, чтобы не называть их по имени[78].

В присутствии родителей, которые носят редкие имена, запрещено называть по имени других людей, которых зовут так же, как их, чтобы никто не решил, что сын или дочь обращаются к родителям по имени. После смерти родителей это разрешено[79]. Если отец и мать носят распространенные имена, разрешено называть по именам тезок родителей, даже при жизни родителей, но не в их присутствии. Когда читают вслух книги, статьи, газеты, разрешено произносить имена, идентичные именам родителей, даже если это крайне редко встречающиеся имена. Если такое имя встречается в письме – запрещено. Если понятно, что произнесенное вслух имя явно не подразумевает родителей, как, например, если вместе с именем упоминают фамилию или отчество, отличное от фамилии и отчества родителей, – разрешено[80].

Разрешено упоминать имена родителей в молитвах[81]. В благословении Биркат а-Мазон, которое произносят после трапезы с хлебом, а также в молитвах, в том числе в Изкоре и Ашкаве при упоминании родителей принято произносить «отец, наставник мой», «мать, наставница моя». Во время заполнения бланков, анкет и т.п., разрешено упоминать (произносить или записывать) имя отца и матери.

Запрет прерывать сон родителей

Детям запрещено будить родителей без веской на это причины. Если отец или мать обязаны выполнить какую-либо заповедь, время исполнения которой ограничено и потом будет невозможно ее исполнить, а также в любом другом случае, когда родители заинтересованы, чтобы их разбудили, разрешено прервать их сон, но желательно попросить, чтобы это сделал посторонний человек[82].

Принятие помощи от родителей

Детям запрещено утруждать родителей своими просьбами, даже если эти просьбы связаны с исполнением заповедей[83]. Если родители сами выражают желание оказать помочь, разрешено принять их помощь[84]. При этом дети должны ощущать, что это не само собой разумеющаяся вещь и родители совсем не обязаны это делать. Они должны испытывать чувство особой благодарности по отношению к родителям и постоянно ее выражать словами и действиями.

Обязанность почитания других людей

Заповедь почитания родителей включает в себя обязанность почитать некоторых из их близких к ним людей. Существует заповедь почитать всех старших родных братьев и сестер, как по отцу и по матери, так и в случае, когда у них только один общий родитель[85]. Почитать их он обязан, как в их присутствии, так и в случае, когда они находятся в другом месте; как при их жизни, так и после их смерти; как при жизни родителей, так и после смерти родителей.

Существует обязанность почитать дедушку и бабушку так же, как отца и мать[86]. На практике следует учитывать мнение законоучителей, которые считают, что существует обязанность почитать также прадедушек и прабабушек и т.д.[87] Тем не менее, исполнение воли родителей предшествует исполнению воли дедушек и бабушек и, тем более, воли прадедушек и прабабушек.

Согласно некоторым мнениям, заповедь почитания родителей включает в себя обязанность почитать дядю и тетю: вставать перед ними после того, как они приблизятся на расстояние менее двух метров, а также разговаривать с ними всегда в уважительной форме[88].

В отношении почитания тестя и тещи (родителей жены), свекра и свекрови (родителей мужа) закон установлен в соответствии с мнением, согласно которому, их обязаны почитать как «уважаемых старцев», т.е. привставать перед ними и разговаривать с ними в уважительной форме. Хотя по букве закона нет запрета сидеть на том месте или стуле, на котором они обычно сидят и называть их по имени, все же принято это не делать[89]. Когда умирает тесть или теща, свекор или свекровь, есть обязанность соблюдать по ним часть законов траура по усопшим родственникам[90]. Существует обязанность почитать их также после смерти супруга[91].

Дети обязаны почтительно относиться к друзьям своих родителей и ко всем тем, кто им дорог[92].

Мытье вместе с родителями и другими родственниками

Мужчине (с возраста девяти лет) запрещено мыться в душе, ванной или бане вместе с отцом, старшим братом, тестем и мужем сестры[93].

Запрет причинять родителям моральные и физические страдания

Дети ни при каких обстоятельствах не имеют права повышать голос на родителей, обижать их, говорить с ними в грубой форме. Если они не могут выносить поведение родителей, относиться к ним достойно, с терпением и благодушием исполнять их нужды, они должны позаботиться о том, чтобы посторонние люди добросовестно занимались потребностями родителей, обеспечивая им почет и уважение[94]. Например, устроить их в дом престарелых или нанять работника для ухода за ними. Причем оплата осуществляется за счет родителей и даже без их ведома[95].

Сыну или дочери, которые проклинают родителей при их жизни или после смерти, полагается самый страшный из четырех видов смертной казни – забрасывание камнями (скила), как сказано: «И кто проклинает отца своего или мать свою, того должно предать смерти»[96]. Если в проклятии не было упомянуто имя Б-га, хотя и происходит величайшее нарушение Торы, смертная казнь не полагается.

Человек, ударивший отца или мать так, что на их теле остался синяк, рана или удар привел к глухоте – по закону Торы подлежит смертной казни удушением (хэнэк), как сказано: «И кто ударит отца своего или мать свою, того должно предать смерти»[97]. В случае, когда удар не привел к вышеперечисленным травмам, на таком сыне или дочери лежит великий грех, но казни они не подлежат. Если имели место проклятия или побои, не помогает даже то, что постфактум родители готовы простить своего ребенка: во время Храма его казнили. В наше время, когда не применяются казни, полагающиеся за преступления в соответствии с еврейским правом, на таком человеке остается невероятно тяжкий грех.

Медицинское вмешательство

Любая медицинская помощь, сопряженная с физическими страданиями или выделением крови (уколы, разрезы и т.п.), изначально должна быть оказана человеку посторонними людьми, а не его детьми. Даже вынуть занозу по возможности нужно попросить другого человека. Однако, если нет возможности, чтобы врачеванием родителей занимались посторонние люди, или это обходится слишком дорого, или дети могут это сделать гораздо качественнее, разрешено сыну или дочери лечить родителей. При этом они обязаны постараться причинить им как можно меньше страданий и сделать как можно меньше ран и надрезов[98]. Сказанное выше верно также в отношении физиотерапии, массажа и т.п. Даже в случае, когда человеку по закону было разрешено заниматься лечением родителей, он обязан попросить у них прощение за доставленные неудобства и причиненную боль[99].

Стрижка и подстригание ногтей

Когда дети стригут или бреют родителей или подстригают им ногти, они должны быть предельно осторожны, чтобы не причинить им физические страдания и травмы.

Приемные дети

Человек обязан почитать своих биологических родителей в рамках исполнения заповеди почитания отца и матери, а приемных – в благодарность за то, что они его растили и воспитывали[100]. Дети разведенных или овдовевших родителей, создавших новую семью, должны почитать своих отчима и мачеху так же, как почитают отца и мать[101]. Если они подошли ближе, чем на два метра, перед ними нужно вставать, принято не называть их по имени, но нет запрета седеть на их месте и возражать им[102]. По букве закона обязанность почитать жену отца действует только при жизни отца, а обязанность почитать мужа матери – только при жизни матери, хотя было бы правильно продолжить их почитать и после смерти родителей[103]. В случае смерти жены отца и мужа матери принято соблюдать часть законов траура (не мыться и не надевать свежевыстиранной одежды) по усопшим родственникам до ближайшей субботы[104]. Этот закон в полной мере распространяется и на те ситуации, когда мать не хочет, чтобы ее дети почитали жену ее бывшего мужа или отец выступает против того, чтобы его дети оказывали почет мужу его бывшей жены.

Родители, не соблюдающие законы Торы

По отношению к родителям, которые не соблюдают законы Торы и даже если они это делают преднамеренно и прилюдно, запрещено открыто выказывать презрение, тем более, проклинать их или бить[105]. Во времена Храма, когда применялись физические наказания, сыну было запрещено выступать в качестве палача своих родителей.

Обязанность почитания родителей в полной мере распространяется и на те ситуации, когда речь идет о злостных нарушителях Торы[106].

Запрещено оказывать родителям любое содействие в совершении ими нарушений закона, а также выражать согласие и одобрение такого рода поведения.

Родители-неевреи

Если один или оба родителя являются неевреями, их дети-евреи или геры – обязаны их чтить, им запрещено их расстраивать, грубить им и, конечно же, бить или проклинать[107]. Если они заболели, дети обязаны молиться за их выздоравливание. Хотя в иудаизме не поощряется миссионерство, за родителей-неевреев следует молиться, чтобы они приняли гиюр[108]. После смерти дети читают по ним Кадиш, молятся в качестве хазана, изучают Мишну и читают Тэилим в их заслугу[109].

Родители, которые освобождают детей от обязанности себя чтить

Родители могут освободить своих детей от обязанности их почитать полностью или в определенных вопросах. В некоторых случаях это даже следует сделать, чтобы избавить детей от нарушений в этой области и облегчить им исполнение заповеди[110]. Например, разрешить им не вставать перед ними, позволить им сидеть на их местах и т.п. В таком случае если их ребенок не встает перед родителями или садится на их место, он не совершает нарушение, а если, несмотря на разрешение, он продолжает исполнять все законы почитания родителей, он исполняет важную заповедь, за которую его ждет великая награда[111].

Родители, которые освободили своих детей частично или полностью от обязанности почитать себя, в любой момент вправе передумать и обязать их в этом[112]. Разрешение родителей не почитать их не дает права их детям их позорить, огорчать, волновать, грубить им или спорить с ними и, конечно же, бить или проклинать[113].

Раскаяние

Человек, который не исполнял в нужной мере заповедь почитания родителей или нарушал другие законы, которые человек обязан исполнять по отношению к родителям (или другим родственникам), обязан вернуться на правильный путь. Он должен раскаяться в содеянном, попросить прощения у отца и у матери, а также шепотом и без свидетелей прочитать Видуй, в котором он признается Всевышнему в совершенном грехе и просит у Него прощение. Он обязан также искренне принять решение никогда больше не совершать таких нарушений. Без прощения родителей этот грех не может быть искуплен даже в Йом Кипур.

Если ребенок в раннем возрасте (мальчик до тринадцати лет, а девочка – до двенадцати) нарушил законы, которые человек обязан исполнять по отношению к родителям, по букве закона он не обязан раскаиваться в совершенном, когда вырастет. Однако было бы правильно, чтобы он попросил у них прощения[114].

Воспитание детей

Обязанности, заповедованные Торой по отношению к родителям, мужчины должны исполнять с возраста тринадцати лет, а женщины – с возраста двенадцати лет. Начиная с совсем раннего возраста следует прививать детям почтительное отношение к родителям и приучать их к повелительным и запрещающим заповедям, связанным с достойным отношением к родителям. Вместе с тем необходимо всячески стараться, чтобы дети не нарушали эту заповедь из-за самих родителей: не требовать от них слишком многого, не запрещать им без особой необходимости, не наказывать их слишком строго и часто и т.п.

Родителям запрещено бить повзрослевших детей, слишком резко их порицать, принижать их достоинство, ибо помимо прочих негативных последствий, которые может повлечь такое поведение, существует большая вероятности того, что, не совладав с собой, ребенок в ответ ударит или надерзит родителям, тем самым нарушив, один из самых строгих запретов. Отец, провоцируя сына на совершение нарушения, в свою очередь, нарушает запрет Торы «не ставить перед слепым преграды», т.е. не делать ничего того, что может спровоцировать другого человека совершить нарушение. «Повзрослевший ребенок», о котором идет речь, — это юноша или девушка такого возраста, которые могут позволить себе ударить или надерзить в ответ – все согласно времени и месту[115].

Послесловие

Понятно, что отношения между родителями и детьми – это животрепещущая тема и вопросов, которые могут возникнуть на практике – бессчетное количество. Выше были приведены лишь основные законы и принципы, относящиеся к этой теме.

Завершим эту тему молитвой о родителях, приведенной в книге «Шаарэй Цион»[116]. «Да будет Воля Твоя, о Всевышний, Б-г наш и Б-г отцов наших, чтобы отцы наши, и матери наши, и мы сами были здоровы и крепки, чтобы служить Тебе по-настоящему. И излей на них и на нас достаток с избытком и удачу великую и все самое лучшее, чтобы служить Тебе искренне и в радости. И вложи в сердца наши послушание к отцам и матерям нашим и храни нас, чтобы мы почитали их всегда так, как угодно Тебе и будем служить Тебе верой и правдой. И да взрастят нас отцы и матери наши к Торе, к хупе и к деяниям добрым. И да будет сопутствовать им успех в здоровье, во всем хорошем и в богатстве, чтобы могли они дать нам приданное, и подарки, и любое добро с радушием. И исполни все пожелания сердец наших во имя добра. Отец наш на Небесах, сделай все это нам и всей общине Израиля. И да удостоимся мы вечно преумножать славу великого Имени Твоего и славу Торы Твоей. Да будут угодны речения уст моих и помыслы сердца моего перед Тобой, Всевышний, оплот мой и избавление мое»


[1] «Яд а-Хазака», «Илхот Мамрим», 6:1.

[2] «Кидушин», 30б.

[3] «Йорэ Дэа», гл.240 и 241.

[4] Шмот 20:12; Дварим 5:16.

[5] Ваикра 19:3.

[6] Шмот 21:15.

[7] Там же, стих 17.

[8] Дварим 27:16.

[9] «Йорэ Дэа», гл.240.

[10] «Ихье Эзра», п.18, прим.86 от имени рава Й. Ш. Эльяшива.

[11] «Хаей Адам», 67:3.

[12] Маарам Хагиз, «Эле а-Мицвот», заповедь 33.

[13] «Сэфер Хинух», заповедь 33.

[14] «Кидушин», 30б; «Нида», 31а.

[15] «Бэн Иш Хай», «Шофтим», «Шана Шния», «Акдама».

[16] Дварим 5:16.

[17] «Арух а-Шулхан», 240:2.

[18] «Кидушин», 31б.

[19] «Сэфер а-Йира», п.197; «Сэфер Хасидим», п.72.

[20] «Кицур Шулхан Арух», 143:21.

[21] «Пеле Йоэц», «Бизаён».

[22] «Кидушин», 32а.

[23] Там же, п.8.

[24] «Брахот», 13а.

[25] «Кидушин», 41а.

[26] Шмот 20:12.

[27] «Харедим», «Мицвот Асэ», 1:26.

[28] Маариц Геют, «Тшувот а-Геоним», п.120; Маараль, «Гур Арье», Ваикра 19:3.

[29] «Арух а-Шулхан», 240:24.

[30] «Хаей Адам», 67:7.

[31] «Биркей Йосэф», 242:21.

[32] «Мора Орим вэ-Кводам», стр.60.

[33] «Кицур Алахот Кима вэ-Идур Бифнэй Авив Хахам вэ-Закен», п.26.

[34] «Сэфер Хасидим», п.91.

[35] «Харедим», «Мицвот Асэ», 5:1-2; рабби Акива Эйгер, ч.1, п.68; «Квод Орим», стр.20 от имени рава Й. Ш. Эльяшива.

[36] «Бэ-Цель Хохма», ч.5, п.15.

[37] Ваикра 19:17.

[38] Там же, стих 18.

[39] «Сэфер Хасидим», п.234.

[40] «Меа Шаарим», шаар 17.

[41] «Сдэ Хэмед», маарэхет «Хаф», клаль 104.

[42] «Ар Цви», «Йорэ Дэа», п.197; «Тшувот вэ-Анагот», ч.3, п.286; «Леорот Натан», ч.5, п.55.

[43] «Сифтэй Коэн», 240:4.

[44] «Тшувот вэ-Анагот», ч.2, п.444; «Минхат Шломо», ч.2, п.97.

[45] «Бэн Иш Хай», «Шофтим», «Шана Шния», п.8.

[46] «Ктав Софер», «Йорэ Дэа», п.108.

[47] «Биур Агра», «Хошэн Мишпат», 14:19.

[48] «Смахот», 9:22.

[49] «Шулхан Арух», «Йорэ Дэа», 357:2.

[50] Там же, 340:13.

[51] Там же, 390:4 и 391:2.

[52] Рамо, «Йорэ Дэа», 376:4.

[53] «Мешив Навоним», ч.6, п.47.

[54] «Мааршаг», «Орах Хаим», п.52.

[55] Мааршаль, п.46.

[56] «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 568:8; Рамо, «Йорэ Дэа», 376:4 и 402:12.

[57] Рамо, «Йорэ Дэа», 376:4.

[58] «Ар Цви», «Йорэ Дэа», п.198; «Минхат Ицхак», ч.1, п.23.

[59] «Шулхан Арух», «Хошэн Мишпат», 107:1.

[60] Рабби Акива Эйгер, кама, п.68.

[61] Рама, Меири и Маарша, «Кидушин», 31б; Ташбец, ч.3, п.288.

[62] «Бейт Шломо», «Йорэ Дэа», ч.2, п.94.

[63] «Йерэим», п.221 и 222.

[64] «Яд а-Хазака», «Илхот Мамрим», 6:7.

[65] «Арух а-Шулхан», там же, п.16.

[66] «Сифтэй Коэн», 240:4.

[67] «Сифтэй Коэн», там же, п.1; «Турэй Заав», 240:2.

[68] «Мивакшэй Тора», ч.4, стр.206 от имени рава Й. Ш. Эльяшива.

[69] «Арух а-Шулхан», там же, п.9.

[70] «Аз Нидберу», ч.8, п.60.

[71] «Мивакшэй Тора», вып.21, стр.279 от имени рава Й. Ш. Эльяшива; «Дэрэх Сиха», «Итро», от имени рава Х. Каневского.

[72] «Яд Элияу», псаким, п.40.

[73] «Турей Заав», 240:3.

[74] «Хут Шани», «Кибуд Ав вэ-Эм», стр.275.

[75] «Нэзэр Ям», п.2.

[76] «Хут Шани», там же, стр.292.

[77] «Ям Шэль Шломо», «Кидушин», 1:65.

[78] «Игрот Мошэ», «Йорэ Дэа», ч.1, п.133; «Шэвет а-Леви», ч.10, п.113.

[79] «Сдэ Хэмед», маарэхет «Хаф», клаль 104.

[80] «Бэн Иш Хай», «Шофтим», «Шана Шния», п.4.

[81] «Биркей Йосэф», 240:4.

[82] «Сэфер Хасидим», п.337.

[83] «Кидушин», 45б; «Хут Шани», «Кибуд Ав вэ-Эм», стр.317.

[84] «Сэфер Хасидим», п.562.

[85] «Минхат Хинух», заповедь 33; «Хафец Хаим», «Птиха»; «Харедим», «Мицвот Ло-Таасэ ми-Диврэй Каббала у ми-Диврэй Софрим», 4:32-36; «Биркей Йосэф», 240:17; «Квод Орим», стр.280.

[86] «Харедим», «Мицвот Асэ ми-а-Тора», 4:7.

[87] «Швут Яаков», ч.2, п.94.

[88] «Харедим», «Мицвот Ло-Таасэ ми-Диврэй Каббала у ми-Диврэй Софрим», 4:7-10.

[89] «Йошар Орай», 17:16.

[90] «Шулхан Арух», «Йорэ Дэа», 374:6.

[91] «Маханэ Хаим», ч.2, «Хошэн Мишпат», п.27.

[92] Хафец Хаим, Шмот 20:12.

[93] «Шулхан Арух», «Эвен а-Эзэр», 23:6.

[94] «Хаей Адам», 67:9.

[95] «Хут Шани», «Кибуд Ав вэ-Эм», стр.262.

[96] Шмот 21:17.

[97] Там же, стих 15.

[98] «Арух а-Шулхан», 241:6.

[99] «Беер Мошэ», ч.4, п.82.

[100] «Шейлат Яавец», ч.1, п.81.

[101] «Ктубот», 103а.

[102] «Бэ-Цель Хохма», ч.3, п.95.

[103] Рабби Акива Эйгер, кама, п.68.

[104] «Питхей Тшува», «Йорэ Дэа», 374:3.

[105] «Турэй Заав», 240:17; «Сифтэй Коэн», 240:20а.

[106] «Кицур Шулхан Арух», 143:9; «Ктав Софер», «Йорэ Дэа», п.171 и др.

[107] «Яд а-Хазака», «Илхот Мамрим», 5:11; «Шулхан Арух», там же, 241:9, примечания рабби Акива Эйгера, там же.

[108] «Мора Орим вэ-Кводам», п.63.

[109] «Зкан Аарон», ч.2, «Йорэ Дэа», п.87; «Лев Хаим», п.33.

[110] «Сэфер Хасидим», п.152 и 562.

[111] Радбаз, ч.1, п.524.

[112] «Шэвет а-Леви», ч.2, п.111.

[113] «Орхот Хаим», «Дин Кибуд Ав», п.2.

[114] Рамо, «Орах Хаим», 343:1.

[115] «Пеле Йоэц», «Акаа».

[116] 3:8.

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому