Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Законы разжигания (мавъир) и тушения (мехабэ) огня в субботу и праздники

Общие сведения

Разжигание (на иврите: מבעיר — мавъир) и тушение (на иврите: מכבה — мехабэ) огня входят в число запрещенных в субботу работ. Как и все другие субботние работы, разжигание и тушение огня выводятся из действий, которые были необходимы для постройки переносного Храма. В процессе строительства Скинии неоднократно приходилось прибегать к тепловой обработке материалов. Так, например, для получения краски вываривали растения определенных видов, служащие сырьем для ее изготовления. Топливом для всех тепловых процессов являлись угли, для создания которых нужно было поджечь дрова, а затем их вовремя потушить.

Нарушение запрета разжигать огонь происходит как в случае, когда человек преследует цель воспользоваться пламенем для готовки пищи, так и в случае, когда он зажигает свечи, чтобы насладится их светом или сжинает дрова ради получения углей или золы. Не только создание нового пламени запрещено Торой, но и зажигание предметов от уже существующего огня, а также увеличение уже существующего пламени. Если огонь создают не в конструктивных целях, а с намерением что-либо сжечь, уничтожить, истребить (и не собираются пользоваться продуктом горения), не происходит нарушение запрета Торы, но, как и при любой другой порчи вещей, происходит нарушение постановления мудрецов[1].

Нарушение запрета тушить огонь, соответственно, происходит, когда уменьшают или полностью гасят пламя. Если это делают в субботу для создания качественно нового предмета, как в случае с дровами, происходит нарушение запрета Торы. Если это делают только для ликвидации огня, например, чтобы еда не подгорела или чтобы не было пожара, происходит нарушение запрета мудрецов.

Запреты разжигания и тушения огня в субботу распространяются на любые материалы, которые способны гореть (древесина, газ, горючее и т.д.) и на любые принятые способы создания (с помощью спичек, зажигалки, кремня, увеличительного стекла и т.д.) или устранения пламени (с помощью потока воздуха, заливание водой или пеной, засыпание песком).

Накаливание металла

При зажигании лампочки с нитью накала, помимо прочих нарушений субботы, происходит запрет Торы разжигать огонь, а при гашении – нарушение запрета мудрецов тушить огонь[2]. Это верно также и в случае включения и выключения электрических приборов, работа которых сопряжена с накаливанием спирали и прочих нагревателей (духовки, тостеры, обогреватели, титаны, кипятильники и т.д.).

Флуоресцентные лампы

Зажигание флуоресцентных ламп приводит к вырабатыванию искры, которая воспламеняет газ, находящийся в колбе, и подпадает под запрет разжигания.

Действия, косвенно влияющие на состояние пламени

В субботу запрещено совершать даже те действия, которые только косвенно могут послужить причиной увеличения, уменьшения или полного гашения пламени. Это следует учитывать, когда в субботу хотят открыть дверь или окно, находящееся напротив источника огня (конфорки, камина, свечи и т.д.), и ворвавшийся в помещение ветер может раздуть или, частично или полностью, задуть огонь[3]. Разрешено закрыть дверь или окно, находящееся напротив источника огня, чтобы предотвратить задувание пламени[4].

В случае угрозы ущерба, разрешено совершить действие, которое косвенным образом повлияет на тушение огня. Так, например, если горящая свеча упала на пол и есть вероятность того, что, если не предпринять действия по гашению пламени, огонь может причинить ущерб, разрешено на некотором отдалении от пламени налить воду с тем, чтобы, когда огонь достигнет этого места, он погаснет «сам по себе»[5].

Отопительные системы

Газовые или нефтяные отопительные системы, как правило, построены таким образом, что открывание крана горячей воды, может привести к вспыхиванию пламени в колонке, а его закрывание может привести к уменьшению пламени. Поэтому в подобном случае субботу будет запрещено отрывать кран горячей воды, а если его по ошибке открыли – запрещено закрывать до конца субботы.

Духовки

Духовку, оснащенную термостатом, которая работает в субботу, запрещено открывать и закрывать. Во время открывания дверки духовки в нее попадает холодный воздух, что приводит к накаливанию нагревателя и происходит нарушение запрета разжигания огня. Во время закрывания дверки духовки прерывается поступление внутрь ее холодного воздуха, что приводит к прекращению накаливания нагревателя и происходит нарушение запрета тушения огня.

Свечи

Запрет зажигания огня распространяется не только на зажигание свечи, но и не добавление масла в сосуд с горящим фитилем, используемый в качестве свечи. Уменьшение количества масла, соответственно, считается тушением огня[6]. Исходя их этого, даже ничтожное изменение положения масленой свечи (или свечи из любого другого жидкого материала) в субботу приводит к нарушению запретов зажигания и тушения огня[7]. Это необходимо брать в расчет, когда собираются передвигать стол или тумбу, на которых стоят свечи.

Опасение совершить нарушение в случае со свечами настолько велико, что мудрецы приняли специальное постановление, запрещающие в субботу пользоваться светом масленой свечей для совершения некоторых действий, чтобы человек непреднамеренно не наклонил свечу и не нарушил бы запрет зажигания или тушения огня[8]. Так, например, запрещено читать при свете масленой свечи (или свечи из любого другого жидкого материала).

Законы разжигания и тушения огня в праздники

Разжигание огня в йом тов разрешено, но с некоторыми ограничениями. Напомним, что, когда речь идет о законах праздников, в Израиле это первый и последний дни Песаха, Шавуот, первый и второй дни Рош а-Шана, Йом Кипур, первый день Суккота и Шмини Ацерет. В странах диаспоры: первый, второй, седьмой и восьмой дни Песаха, первый и второй дни Шавуота, первый и второй дни Рош а-Шана, Йом Кипур, первый и второй дни Суккота, первый и второй дни Шмини Ацерета.

В праздники запрещено создавать новое пламя. Чтобы зажечь свечи или газовую конфорку, нужно воспользоваться уже существующим огнем[9]. Поэтому в канун праздника (а если праздник начинается сразу после субботы, то в канун субботы) принято либо оставлять зажженной газовую конфорку, либо зажигать долго горящую свечу, чтобы в течение праздника можно было бы с помощью их пламени зажигать прочие объекты. Так, например, когда праздничные свечи зажигают уже после того, как начался праздник, как это делают в некоторых общинах или как это делают все, когда праздник начинается сразу после субботы или, когда во время праздничного Кидуша, который устраивают на исходе субботы, проводят церемонию Авдалы и зажигают огнь, чтобы произнести на него благословение «…творящий свечения пламени», необходимо воспользоваться зажженным до праздника (а в двух последних ситуациях – зажженным еще до субботы) пламенем.

Зажигать что-либо от горящего огня необязательно напрямую. Можно целую или использованную спичку зажечь от существующего пламени и ею зажечь искомый объект.

Если зажженный перед праздником огонь загас или если забыли оставить огонь на праздник, в случае необходимости разрешено попросить нееврея зажечь новый огонь[10].

Зажигать огонь, в котором нет никакой пользы для праздника, запрещено, даже если для этого пользуются уже существующим пламенем[11]. Если в Песах вдруг обнаружили квасное, запрещено его сжигать в йом тов[12]. Тот, кто до йом това не проверил дом на наличие квасного, не имеет права в йом тов зажечь свечу, чтобы с ее помощью осуществить проверку[13].

В йом тов запрещено тушение огня, если в этом нет необходимости для приготовления пищи[14]. Если для готовки нужно более слабое пламя, чем то, которое оставили, зажигая газовую конфорку до наступления праздника, нужно зажечь другую конфорку, но не уменьшать уже существующее пламя. Если нет другой возможности приготовить пищу в праздник, не иначе как уменьшив пламя, разрешено его уменьшить[15]. Если в праздник задуло конфорку, разрешено перекрыть поступление в нее газа.

Когда в праздник нужно перенести свечу в другое место (что в отличие от субботы разрешено), нужно это сделать так, чтобы ветер ее не задул[16].

Когда праздничные свечи зажигают уже после того, как начался праздник, как это делают в некоторых общинах или как это делают все, когда праздник начинается сразу после субботы, запрещено гасить спичку, а следует ее аккуратно положить на поднос, чтобы она погасла сама. Аналогично этому, когда во время праздничного Кидуша, который устраивают на исходе субботы и ради исполнения заповеди Авдала зажигают огнь, чтобы произнести на него благословение «…творящий свечения пламени», его запрещено гасить. Если для этого пользовались двумя спичками, после того, как произнесли благословение, их аккуратно кладут в пепельницу, где они самостоятельно догорят[17].

Тушение пожара в субботу

Чтобы человек в субботу или праздник мог ликвидировать пожар в строгом соответствии с законами Торы, помимо законов о разжигании и тушении огня, он должен учесть еще целый ряд вопросов, которые подробно изучаются в специально посвященным им статьям. Так, например, ради спасения жизни разрешено совершать любые действия, включая и те, которые в обычной ситуации запрещены Торой. Чтобы предотвратить физические страдания или значительный материальный ущерб, на некоторые ситуации мудрецы не распространили установленные ими запреты. Иногда закон зависит от того, присутствуют в месте пожара дети и т.д. См. об этом в статье о спасении жизни в субботу и праздники. Среди прочего там рассказывается о том, как нужно правильно вызывать пожарную службу и скорую помощь, рассматриваются законы, относящиеся к тем, кто участвует в спасении людей и т.д. В рамках изучения законов о разжигании и тушении огня приведем основные положения, связанные с этими работами.

В случае, когда пожар явно не представляет опасность для жизни, запрещено совершать нарушения законов Торы. Если от огня могут физически пострадать люди и обезопасить их можно только посредством устранения пожара, разрешено гасить огонь, не совершая прочих запретов, установленных мудрецами.

Ради спасения имущества еврею запрещено тушить пожар. Даже вынести вещи из горящего дома или частного двора запрещено, за исключением провизии, питья, посуды и одежды, необходимой человеку, его семье и его животным на эту субботу. (В данном вопросе есть множество частностей в сторону облегчения). Данный запрет вызван опасением, что поскольку человеку дорого его имущество, занимаясь его спасением, он может забыться и начать гасить огонь, непреднамеренно совершая нарушение закона. Перемещать предметы с целью их спасения внутри квартиры, из квартиры на лестничную площадку или в квартиру соседа по подъезду, а также из одного места частного двора в другое – разрешено.

Жителям домов, находящихся вблизи с местом пожара, разрешено вынести из своих квартир и из квартиры, в которой пылает огонь в любом количестве какие угодно предметы[18], т.к. в отношении них нет опасения, что под влиянием паники они забудут о субботе и начнут гасить пожар.

Особо значительный ущерб

В случае угрозы особо значительного ущерба разрешено вынести из дома предметы-мукцэ, как, например, деньги, дорогостоящий компьютер, семейную реликвию, музейную редкость и т.п. При возможности следует попросить об этом нееврея, а если такой возможности не представляется, то вынести самому измененным способом или вместе с разрешенными предметами. Согласно ряду мнений, в случае особо значительного материального ущерба существуют определенные облегчения в отношении законов об ируве.

Спасение святых предметов

Разрешено (и следует) вынести из горящего дома святые предметы, например, тфилин, мезузы, книги по изучению Торы. Причем в данном случае нет ограничений, связанных с количеством спасаемого имущества. Ради спасения святых предметов в случае необходимости разрешено даже прибегнуть к нарушению некоторых законов о мукцэ и ируве.

Спасение трупа от пожара

Принимая во внимание чувства близких усопшего, а также из-за обязанности достойного отношения к памяти об усопшем, существуют особенные послабления в законе, когда речь идет о спасении трупа из пожара.

Косвенная ликвидация пожара

Хотя ради спасения имущества запрещено гасить огонь впрямую, но разрешено создать условия для косвенной ликвидации пожара, как это уже упоминалось выше. Например, если загорелась одна часть деревянного шкафа или стола, разрешено залить водой или обложить влажной тканью другую его часть до того, как на нее распространится пламя. Аналогично этому, разрешено разложить вокруг эпицентра пожара целлофановые пакеты, наполненные водой, чтобы, когда до них доберется огонь, они лопнули и залили пламя водой.

Нееврей

Если к месту происшествия прибыл нееврей и по собственному почину взялся за тушение пожара, у хозяев дома или прочих граждан нет обязанности отговаривать его от этого или мешать ему гасить пожар. Более того, разрешено изначально обратиться к нееврею с просьбой о гашении огня, но не напрямую. Следует сказать ему что-то вроде: «Всякий, кто займется спасением моего имущества, не пожалеет (т.е. будет щедро отблагодарен)». Поторапливать нееврея в его действиях по тушению огня запрещено.

Разрешено (и следует) напрямую попросить нееврея вынести из горящего дома святые предметы или погасить пожар ради их спасения. В данном случае разрешено допустить, чтобы нееврей совершал действия, запрещенные еврею мудрецами или даже Торой.

Упавшая свеча

Если субботняя (или какая-либо другая) свеча упала на скатерть, ее разрешено аккуратно, чтобы не загасить, стряхнуть на пол, изменяя обычный способ перемещения. Предпочтительней попросить об этом нееврея. Если существует угроза пожара, разрешено поднять свечу обычным способом. Если нет вероятности того, что пострадают люди, запрещено гасить свечу. Если на скатерти уже занялось пламя, разрешено налить какую-либо пачкающую скатерть жидкость на ту часть скатерти, на которую еще не успел добраться огонь[19].

Разрешено сбросить упавшую на скатерть или другую поверхность горящую искру, чтобы из нее не возгорелось пламя.

Молитвы

Хотя в субботу в молитвах не упоминают личные просьбы, тем ни менее, разрешено молиться за успешную ликвидацию пожара.

Праздники

В еврейские праздники (йом тов) в ситуациях, связанных с ликвидацией пожара применимы те же законы, что и в субботу, за исключением законов об ируве, которые в праздники намного легче, чем в субботу. Во второй день праздника (йом тов шени), который отмечают в странах диаспоры, когда речь идет о борьбе с пожаром, допустимы еще большие облегчения в законе.

Библиография

Основными источниками приведенной информации являются: Вавилонский Талмуд, «Шулхан Арух», «Шулхан Арух а-Рав», «Мишна Брура», «Шмират Шабат кэ-Илхата», «Хут Шани», «Орхот Шабат» и некоторые другие книги.


[1] «Шабат», 18б и 106а; «Критот», 20а.

[2] «Шабат», 42а; Раши, там же и «Шабат», 134а.

[3] «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 277:1; «Мишна Брура», там же, п.2.

[4] Рамо, там же.

[5] «Шулхан Арух», там же, 334:23.

[6] «Бейца», 22а.

[7] «Шулхан Арух», там же; «Мишна Брура», там же, п.7.

[8] «Шулхан Арух», там же, 275:1.

[9] «Бейца», 33б.

[10] «Мигидот», п.110.

[11] «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 514:5; «Мишна Брура», там же, п.30.

[12] «Шулхан Арух», там же, 446:1; «Мишна Брура», там же, п.6.

[13] «Шаар а-Циюн», 435:9.

[14] «Шулхан Арух», там же, 514:1.

[15] Рамо, там же, 514:1; «Маген Авраам», там же, п.2; «Мишна Брура», там же, п.6.

[16] Маариль, «Алахот Йом Тов», там же, п.5.

[17] «Элеф а-Маген», 600:3.

[18] Учитывая законы об ируве, о мукцэ и т.д.

[19] Водой для этой цели пользоваться запрещено из-за запрета стирки (мелабен).

Была ли эта информация полезной?

Да
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому