Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Законы строительства (бонэ) и разрушения (сотэр) в субботу и праздники. Часть 1

Общие сведения

Строительство и разрушение наземных объектов

  1. Вода, снег, лед.
  2. Ирув.
  3. Двери и окна.
  4. Гвозди и шурупы.
  5. Опасение, что могут заровнять яму.

Строительство и разрушение предметов обихода

  1. Сборка и разборка предметов обихода
  2. Постоянство соединения частей предмета
  3. Предметы, присоединенные к зданию
  4. Предметы больших объемов
  5. Практические законы, вытекающие из вышеперечисленных правил

Пользование электричеством

Строительство и разрушение, связанные с телом человека

Строительство и разрушение, связанные с продуктами питания

Оэль

  1. Разрешенная установка и снос оэля
  2. Постоянный и временный оэль
  3. Головные уборы
  4. Расширение уже существующего оэля

Перегородки

  1. Установление и устранение временной ширмы в больнице
  2. Мехица а-матэрэт, в которой больше нет надобности

Общие сведения

Строительство (на иврите: בונה — бонэ) и разрушение (на иврите: סותר — сотэр) входят в число запрещенных в субботу работ. Суть запрета строительства заключается в создании и ремонте зданий и предметов обихода, а суть запрета разрушения — в том, чтобы их разрушить с целью создать вместо них или в том, месте, которое они занимают другие здания или предметы.

Эти запреты, как и все другие субботние работы, выводятся из действий, которые были необходимы для постройки переносного Храма. Чтобы установить скинию, как в первый раз, так и во все последующие, когда после очередного перехода странствующая по пустыне община располагалась лагерем, было необходимо совершить рад действий. Нужно было вкапать в землю массивные металлические подставки, вставить в них столбы, служащие стенами Храма и его двора, натянуть кожаные и полотняные покрытия на столбы и т.д. Все эти действия послужили источником запрета строить в субботу.

Перед тем, как очередной раз отправляться в путь, Левиты, ответственные за сборку и разборку Скинии, снимали со столбов кожаные и полотняные покрытия, вынимали засовы, скрепляющие столбы, отсоединяли столбы от подставок и т.д. Из этих действий мы учим запрет разрушать в субботу.

Законы строительства и разрушения в праздники (йом тов) идентичны законам строительства и разрушения в субботу. Напомним, что, когда речь идет о законах праздников, в Израиле это первый и последний дни Песаха, Шавуот, первый и второй дни Рош а-Шана, Йом Кипур, первый день Суккота и Шмини Ацерет. В странах диаспоры: первый, второй, седьмой и восьмой дни Песаха, первый и второй дни Шавуота, первый и второй дни Рош а-Шана, Йом Кипур, первый и второй дни Суккота, первый и второй дни Шмини Ацерета.

Строительство и разрушение наземных объектов

В основном работа строительство включает в себя всевозможные строительные и ремонтные работы наземных объектов и сооружений, как, например, возведение зданий и мостов, рытье котлованов и землянок, разравнивание грунта для фундамента, заделывание отверстий в стенах или полах, забивание гвоздей и ввинчивание шурупов, прокладывание труб и кабелей, установку окон и дверей и т.д. Работа разрушение, соответственно, включает в себя разрушение всех перечисленных построек.

Вода, снег, лед

В субботу запрещено залить водой забетонированный участок, как это обычно делают строители для качественного скрепления цемента. Запрещено засыпать песком образовавшуюся во дворе лужу. Однако посыпать песком или солью пол здания, на который пролилось масло, разрешено, и это не выглядит, как ремонт пола, т.к. это временное решение проблемы и всем ясно, что в будущем соль или песок уберут. Если масло пролилось на улице, посыпание скользкого места песком или солью напоминает ремонт тротуара и запрещено. Аналогичный закон и в отношении посыпания песка или соли на образовавшийся на дороге лед. В случае вероятности, что прохожие могут поскользнутся и пострадать от падения, разрешено попросить нееврея засыпать скользкое место, а если нет такой возможности, разрешено засыпать и еврею. (О том, в каких ситуациях разрешено переносить песок в субботу, будет рассказано на уроках, посвященных теме оцаа и теме мукцэ).

В случае необходимости разрешено разбивать лед с помощью лома и (в месте, где разрешено переносить предметы в субботу) разрешено убирать осколки льда, чтобы очистить от него территорию. В субботу запретили делать снежки и лепить снеговика, т.к. это является строительством. Однако сломать снеговика или бросить уже готовый снежок так, что он при этом разбивается, не является работой разрушение.

Ирув

Исправление ирува (специальное ограждение, которое превращает населенный пункт в единое владение, внутри которого позволено в субботу переносить предметы, не являющиеся мукцэ) в субботу, как правило сопряжено с нарушением запретов строительства и разрушения и запрещено в субботу. Если есть опасение, что люди, не догадываясь о повреждении ирува, будут переносить предметы и произойдет массовое нарушение субботы, следует попросить нееврея исправить ирув.

Двери и окна

Установка дверей и окон в петли и пазы зданий считается строительством, а их снятие, даже если оно не требует особого труда, разрушением. Если в субботу дверь или окно сошли с петель, запрещено их вернуть на прежнее место. Закрывание и открывание окон, ставней, дверей, ворот, калиток расценивается как пользование ими, а не как строительство или разрушение, даже если их открывают или закрывают на продолжительное время. Это же относится и к выдвижной крыше балкона (если она раскрывается и убирается механическим способом без помощи электричества).

Запрещено смазывать дверные петли, чтобы они не скрипели. Запрещено прочищать от мусора отверстие, в которое входит засов или шпингалет дверей и окон. Если в это отверстие попал мелкий предмет, его разрешено вынуть.

Если дверь невозможно открыть из-за того, что она захлопнулась или испортился замок, без особой необходимости запрещено ее выбить или взломать. При острой необходимости попасть в комнату или выбраться из нее, разрешено попросить об этом нееврея. В случае даже самой незначительной вероятности угрозы для жизни, например, если за дверью находится ребенок, беспомощный старик или тяжелый больной, еврей сам должен срочно выбить дверь или взломать замок.

Гвозди и шурупы

Забивание и вырывание гвоздей, а также ввинчивание и вывинчивание шурупов запрещено. Даже если гвоздь или шуруп уже находится в стене, запрещено в субботу вбить или ввинтить его глубже.

Опасение, что могут заровнять яму

Во времена, когда наличие в жилых домах земляного пола было обычным явлением, мудрецами был принят целый ряд постановлений, направленных на то, чтобы, заметив углубление в полу, человек не совершил непредумышленного нарушения запрета строительства, стремясь ликвидировать неровность. Даже в современном быту, когда земляные полы встречаются крайне редко, некоторые из этих постановлений остаются в силе.

Земляные полы запрещено подметать, чтобы человек непреднамеренно не заровнял ямку. Полы, покрытые плиткой, паркетом, линолеумом и другими материалами по букве закона разрешено подметать, но было бы правильно это делать до субботы.

Мытье полов, даже покрытых вышеназванными материалами, в субботу запрещено. В особых ситуациях, когда мытье пола чрезвычайно необходимо, как, например, в больницах, где постоянно должна поддерживаться чистота и порядок, разрешено мыть полы, как обычно. Убрать пролитую на пол воду разрешено. (Заметим, что в субботу разрешено пользоваться только шваброй с резиновой насадкой без тряпки).

Чтобы предотвратить ненамеренное разравнивание ям, на земляном полу запрещено в субботу устраивать игры, для которых необходим ровный пол. На улице такие игры запрещены, даже в заасфальтированных местах.

Строительство и разрушение предметов обихода

Запреты строительства и разрушения распространяются и на предметы обихода: приборы, посуду и т.д., но существует ряд принципиальных отличий между строительством и разрушением наземных объектов и строительством и разрушением предметов обихода.

Когда речь идет о наземных объектах, нарушение запрета происходит даже в таких случаях, когда в субботу построили или разрушили совсем незначительную часть здания и отдельные части конструкции крепятся достаточно непрочно. В случае же с созданием предметов обихода нарушение запрета происходит либо если предмет, создали или сломали в субботу полностью с начала до конца, либо если прочно соединили или разъединили прочно соединенные составные части этого предмета.

По степени крепления отдельных частей предметы делятся на три категории:

  1. со слабым уровнем крепления;
  2. со средним уровнем крепления, когда для того, чтобы разъединить составные части, необходимо приложить силу;
  3. с высшим уровнем крепления, например, соединение отдельных частей с помощью гвоздей, шурупов, клея и т.п.

Заметим, что даже если при создании, ремонте, сборке или разборке предметов обихода не происходит нарушение запретов строительства и разрушения, могут произойти нарушения других запретов, например, макэ бэ-патиш или метакен манэ, о которых будет рассказано отдельно, в специально посвященных этим темам статьях.

Сборка и разборка предметов обихода

В случае, когда предмет не создают полностью сначала и до конца, а собирают его по уже готовым частям, строительство и разрушение предметов обихода запрещено Торой только когда говорится о высшем уровне крепления. Чтобы предотвратить нарушение Торы, мудрецы приняли постановление, запрещающее даже частичную сборку и разборку предмета и даже в случае среднего уровня крепления составляющих его частей. На предметы со слабым уровнем крепления постановление мудрецов распространяется только в случае, когда для данного предмета это является обычным способом соединения частей и более сильного крепления не требуется.

Предмет, который прежде никогда еще не был собран, в субботу запрещено его собрать впервые в любом случае, т.к. при этом происходит нарушение запрета макэ бэ-патиш или метакен манэ. Предмет, который в прошлом уже находился в собранном состоянии и его разобрали, и обычно его части бывают соединены высшим или средним уровнем крепления, в субботу разрешено собрать, применяя слабый вид крепления. Разобрать его разрешено, если его части соединены слабым видом крепления.

На практике зачастую непросто решить, к какой категории крепления относится то или иное соединение частей предмета. Некоторые ситуации будут рассмотрены ниже. В случае сомнения, в каждом конкретном случае следует обратиться к раввину.

Постоянство соединения частей предмета

В отношении сборки и разборки предметов, состоящих из отдельных частей, важное значение имеет постоянство соединения этих частей. Даже если части предмета соединены между собой высшим уровнем крепления, но при пользовании этим предметом его части необходимо периодически соединять и разъединять, их соединение не считается строительством, а разъединение не считается разрушением. Поэтому несмотря на то, что крышка бутылки или термоса соединена с ними креплением высшего уровня, ее разрешено откручивать и закручивать в субботу без каких бы то не было ограничений.

Предмет, составляющие части которого соединены между собой высшим уровнем крепления, которым пользуются только в собранном виде, а разбирают лишь для удобства хранения или перемещения, как, например, разборные стулья, столы, кровати, детские манежи и т.п., запрещено собирать и разбирать в субботу.

Несмотря на то, что оружие периодически необходимо разбирать для чистки и хранения, соединение его отдельных частей считается постоянным, ибо пользоваться им возможно только в собранном виде. Поэтому даже в ситуациях, когда ношение оружия в субботу разрешено, его нужно собрать до субботы и не разбирать до ее выхода. Понятно, что в случае даже отдаленной угрозы для жизни людей эти действия разрешены.

Постоянство использования того или иного предмета иногда может влиять не только на то, разрешено ли его собрать и разбирать, но даже на то, его разрешено ли его полностью разрушить. Это известие понадобится нам при изучении законов открывания и откупоривания различного вида упаковок, консервов и т.п.

Предметы, присоединенные к зданию

Предмет, который прочно прикрепили к полу, стене или потолку здания для постоянного пользования, как, например, полку, парту, люстру, вентилятор и т.п., становится частью здания и на него распространяются законы строительства и разрушения наземных объектов.

Предметы, которые прикрепляют на некоторое время, в ряде случаев не считаются частью здания. Так, например, ширма, установленная на короткий срок, или занавесь, которую повесили ненадолго, не становятся частью здания. Наклеивание объявлений на стены зданий также не расценивается как строительство, т.к. через короткое время объявление будет сорвано или заклеено другим. Но наклеивание объявлений запрещено в субботу по ряду других причин.

Предметы больших объемов

На предметы, объем которых составляет 332л (согласно другим мнениям – 576л) и более, даже если они не присоединены к зданию, распространяются законы строительства и разрушения наземных объектов. При оценке объема берется в расчет общая вместимость предмета и не имеет значения, поделен ли он на отделения и отсеки или нет. Предметы меньше названного объема в отношении законов строительства и разрушения сохраняют статус предметов обихода, даже если их обычно не перемещают с места на место.

Практические законы, вытекающие из вышеперечисленных правил

Люки и крышки, закрывающие канализационные отверстия, не считаются частью здания, т.к. они специально сделаны, чтобы их в случае необходимости можно было открыть. Если они оснащены ручками или в них имеются выемки для пальцев и другие приспособления, предназначенные для того, чтобы их было удобно открывать и по ним сразу видно, что они являются крышками, разрешено в субботу их вынимать и вставлять на место. Если же у крышек нет приспособлений для удобства открывания, их запрещено открывать и закрывать в субботу.

В субботу запрещено ремонтировать газовые шланги и трубы. В случае опасности для жизни, когда невозможно закрыть кран, ответственный за подачу газа, разрешено сделать все необходимое для спасения людей. Если без ущерба для спасения жизни возможно устранить течь измененным способом, например, заклеить трещину жевательной резинкой, следует к нему прибегнуть.

Заглушки, которые вставляют в места выхода электропроводки, запрещено снимать и вставлять в субботу. В целях безопасности иногда в розетки вставляют предохранительные заглушки. Если такую заглушку забыли вставить до субботы, при необходимости разрешено ее вставить в субботу. Разные виды ламп, которые присоединяются к потолку или стенам зданий, считаются частью здания и их запрещено устанавливать и устранять в субботу.

Кран является частью здания, и поэтому в субботу запрещено предпринимать любые действия по его ремонту. В субботу запрещено прочищать засорившуюся раковину или другой вид сантехники специальным металлическим тросом. По некоторым мнениям, в случае необходимости разрешено пробить раковину с помощью резиновой помпы или химического вещества (например, каустической соды). Другие законоучители считают, что это запрещено.

Крышку сливного бочка, которая легко отсоединяется и ее периодически снимают, чтобы добавить в воду очищающее средство или средство, придающее воде приятный аромат или цвет, разрешено открывать и закрывать в субботу.

Выше упоминалось, что установка дверей и окон в петли и пазы зданий считается строительством, а их вынимание – разрушением. Данный запрет в полной мере распространяется и на дверцы шкафов и тумб, объем которых более 0.33м³ или тех, которые являются частью здания.

Если дверь запирается с помощью крючка, ввинченного в косяк, разрешено вращать этот крючок для того, чтобы закрывать и открывать дверь. Но если этот крючок выпал, его запрещено вернуть назад.

Выпавшую ручку двери запрещено вернуть на место, даже не прикручивая. Запрещено подкрутить в субботу ослабший шуруп, с помощью которого ручка присоединена к двери. Поскольку соединение с помощью шурупов считается высшим уровнем крепления, запрет ввинчивать шурупы распространяется и на предметы обихода.

Дверной ключ, даже если его оставляют в замочной скважине на продолжительное время, не становится частью двери, и его разрешено вставлять и вынимать в субботу. Если ключ остается постоянно в дверях и выполняет функцию ручки двери, он становится частью двери, и его запрещено вынимать и вставлять в субботу.

Запрещено в субботу вернуть упавший футляр с мезузой на место. Запрещено подбить или подкрутить в субботу ослабившиеся гвозди или шурупы, которыми футляр мезузы крепится к косяку двери. Если футляр остался на месте, а выпала только мезуза, ее разрешено вставить обратно в футляр, но запрещено ее присоединять к косяку любым иным способом.

Пластиковую съемную вешалку, которая одевается сверху на дверь, в субботу разрешено устанавливать и снимать.

Выдвижными ящиками разрешено пользоваться, не вынимая их полностью, даже если речь идет о столах, шкафах, холодильниках и т.п., объем которых превышает 0.33м³, или присоединенных к зданию. Но вынимать полностью выдвижные ящики или полки таких предметов или во возвращать их на место, если они были до конца вынуты, запрещено. Выдвижные ящики и полки не присоединенных к зданию предметов объемом меньше 0.33м³, (с учетом определенного условия, о котором будет рассказано ниже) разрешено вставлять и вынимать в субботу.

Разрешено в субботу раскрывать и складывать выдвижной стол, крышка которого состоит из отдельных частей, т.к. их крепление оценивается, как слабое. В субботу разрешено регулировать высоту и угол наклонности пюпитра и подставки для книг или нот. Это считается пользованием предметом, а не его ремонтом, поскольку пюпитры и подставки является исправными при любой высоте.

Вентилятор, который от перемещения по ножке – когда его поднимают или опускают – не теряет своих функций и остается исправным в любом положении, разрешено поднимать и опускать. Но в случае, если для изменения его положения необходимо ослабить крепления и вентилятор оказывается в таком положении, что, если его не держать, он может упасть или наклониться так, что пользование им станет невозможно, запрещено регулировать его высоту или направление.

В субботу разрешено (с учетом законов о мукцэ) повесить картину или настенные часы на стену. Подвесные качели, которые крепятся к карнизу на короткое время, а затем их снимают, разрешено прикреплять и снимать в субботу. Выпавшее колесико ножки детской кроватки, которое легко вставляется и вынимается, разрешено в субботу вернуть на место. Если в субботу отсоединилась предохранительная резиновая насадка, которая одевается на ножки мебели, при условии, что она легко надевается и снимается, ее разрешено возвратить на место. Съемный столик, который прикрепляется к детскому стульчику для питания, разрешено надевать и снимать в субботу.

Крючки и другие предметы, которые крепятся с помощью вакуумной присоски, запрещено присоединять к стене или отъединять от нее в субботу, несмотря на то, что такое соединение весьма непрочно. Однако присоединить их на короткое время к небольшому предмету (меньше 0.33м³), не присоединенному к зданию, разрешено. Так, например, на время трапезы разрешено прикрепить детскую посуду на присосках к детскому столику.

Винтик, который полностью или частично открутился от оправы очков, запрещено ввернуть обратно. Согласно некоторым мнениям, вместо выпавшего винтика разрешено вставить булавку, но склеить оправу изолентой или скрепить проволокой запрещено. Если несмотря на то, что винтик завинчен хорошо, из оправы выпала линза и для того, чтобы вернуть ее на место, не требуется прикладывать силу, разрешено ее вставить в субботу.

Соединения с помощью магнита относятся слабому уровню крепления. Поэтому отдельные части предмета разрешено соединять с помощью магнита и разъединять, если они держаться вместе за сет магнитного притяжения. Так, например, разрешено в субботу играть в шашки и шахматы, фигуры которых крепятся к доске с помощью магнита. Согласно некоторым мнениям, разрешено прикреплять предметы с помощью магнита даже к частям здания.

Согласно многим мнениям, разрешено вставлять газовый баллончик в сифон для приготовления газированной воды.

Конструирование из бумаги (оригами) в субботу запрещено. Поэтому создавать из салфеток сложные конструкции для украшения стола нужно до наступления субботы. В субботу салфетки разрешено сложить пополам или свернуть в трубочку.

Относительно детских конструкторов типа LEGO существует спор раввинов, является ли соединение отдельных элементов строительством, поскольку они соединяются довольно прочно, или, поскольку принцип этой игры в постоянном изменении форм – собирать и разбирать, соединение отдельных частей расценивается как пользование предметом, а не как строительство. Великий законодатель наших дней рав Шломо Залман Ойербах, да будет благословенна память праведника, считал, что родителям не следует провоцировать детей на игру в LEGO в субботу, но если они сами решают строить из LEGO, нет надобности им это запрещать.

Собирать кубик Рубика разрешено в субботу (изменение цветов и составление заново не является крашением).

Приспособление для хранения овощей и фруктов, которое представляет собой несколько пластмассовых корзинок, соединенных между собой в несколько этажей, если оно легко собирается и разбирается, разрешено в субботу починить, вставив выпавшую часть на место.

В общественных местах часто вешают полотенце на трубку, вставленную в специальные кольца. Если трубка легко вставляется и вынимается, при необходимости разрешено в субботу ее вынимать и вставлять обратно для того, чтобы поменять полотенце. Подобно конструкции для полотенца, иногда делают карниз, на который вешают бархатную занавесь шкафа для хранения свитка Торы – парохэт. В случае, если в субботу карниз вышел из петель, при условии, что он легко вставляется и вынимается, его разрешено вставить обратно. Внутри самого такого шкафа иногда вставлен по горизонтали шест, который предотвращает падение свитка. Обычно этот шест легко вставляется и вынимается и его разрешено снимать и возвращать на место в субботу.

Пользование электричеством

Согласно мнению ряда авторитетов Торы, при замыкании электрической цепи в субботу происходит нарушение запрета строительства, а при размыкании – запрета разрушения. Это верно, как в отношении пользования электричеством, которым оснащены здания, так и в отношении включения и выключения различных электроприборов, игр и т.п.

В свете того, что, как это было изучено выше, вопрос о том, происходят ли нарушения запретов строительства и разрушения в предметах обихода, зависит от степени крепления и постоянства достигнутой конструкции, необходимо пояснить, почему замыкании цепи считается строительством в предметах. Сторонники того, что при замыкании электрической цепи в субботу происходит нарушение запрета строительства, считают, что поскольку это соединение достаточно для передачи тока и большего не требуется, оно считается креплением высшего уровня. Тот факт, что электрическая цепь не остается постоянно в замкнутом состоянии, а периодически ее размыкают, не превращает соединение во временное. Ведь отключение электричества, не является один из способов пользования им, а является вынужденным действием, продиктованным побочными интересами, такими, как экономия электроэнергии или забота о сохранности электроприбора.

Оппоненты представленной точки зрения считают, что замыкание цепи является слабым креплением. А отключение тока, по их мнению, нередко является частью пользования им, например, когда гасят свет, чтобы он не мешал спать, выключают обогреватель, чтобы не было слишком жарко или кондиционер, чтобы не было холодно.

На практике, согласно принятому закону, в субботу запрещено совершать любые действия, при которых происходит замыкание электроцепи. Однако увеличивать и уменьшать напряжение тока, если при этом не происходит замыкания или размыкания электроцепи, по мнению многих законоучителей, разрешено. Так, например, разрешено в субботу регулировать мощность вентилятора, уровень громкости слухового аппарата, включенного до субботы и т.п. Необходимо только заранее проверить, что названные изменения в работе прибора не приводят к разъединению или замыканию цепи.

Если человек по ошибке нажал в субботу на кнопку дверного электрического звонка, он может убрать палец с кнопки, хотя при этом произойдет размыкание цепи. Это разрешено потому, что в данном случае для размыкания цепи не требуется произвести активное действие, а только прервать действие, ведущее к ее замыканию, т.е. перестать давить на кнопку звонка.

Строительство и разрушение, связанные с телом человека

Запреты строительства и разрушения в субботу распространяются также и на тело человека. Пример такого строительства – заплетать косу и укладывать прическу. Снять с волос резинку, заколку или шпильку в субботу разрешено, поскольку разрушение косы и прически происходит само по себе. Еще один пример строительства на теле человека – дренаж, когда в нарыв вставляется трубочка для отвода гноя.

Строительство и разрушение, связанные с продуктами питания

Строительство и разрушение могут быть и в продуктах питания. Так, например, изготовление сыра считается строительством, т.к. скрепление отдельных частичек свернувшегося молока напоминает процесс кладки кирпичей, когда возводят здание. Вместе с этим в субботу разрешено употреблять в пищу любые виды сыров и это не считается разрушением.

Оэль

Особое место в законах строительства и разрушения занимает строительство и разрушение шатров и навесов (на иврите: אהל — оэль). Оэль – это навес, укрепленный на стене или на подпорках. Особенность этого строения в том, что оно создается для временного пользования.

Запрет создания оэля нарушается только в случае, когда под его крышей есть достаточно свободного пространства, чтобы в нем поместился куб, каждая сторона которого составляет 8см. Поэтому разрешено в субботу покрыть стол скатертью, т.к. она плотно прилегает к крышке стола. Выдвижной ящик стола, шкафа или тумбочки разрешено выдвигать и задвигать без ограничений, но полностью вынуть и вставить на место его разрешено только в случаи, когда в него не может поместиться куб со стороной 8см либо из-за его не слишком великих габаритов, либо из-за того, что он заполнен какими-либо предметами. В противном случае вставление такого ящика расценивается как создание оэля, а вынимание – как разрушение.

Разрешенная установка и снос оэля

Существуют ситуации, при которых разрешено создавать и разрушать оэль в субботу. Крышу, которая крепится с помощью петель и пазов так, чтобы в любой момент ее можно было бы открыть и закрыть, разрешено в субботу открывать и закрывать, т.к. это расценивается как пользование крышей, которая специально для этого сделана (подобно тому, как это объяснялось выше относительно открывания и закрывания дверей и окон).

Подобно этому, разрешено устанавливать навес, который складывается в гармошку или поднимается и опускается с помощью специальной механической конструкции, как это часто встречается в детских колясках. Однако устанавливать в субботу навес, который был снят, запрещено, даже если его устанавливают в сложенном состоянии.

Накрыть кастрюлю крышкой разрешено, т.к. это расценивается как закрывание, а не как создание оэля. Однако, когда речь идет об очень крупных емкостях – бочках, чанах и т.п. – мудрецы Торы запретили их полностью покрывать, если под крышкой остается достаточно пространства, которое может вместить куб со стороной 8см и более, из-за того, что это выглядит, как создание оэля: стенки емкости – его стены, а крышка – его крыша.

Разрешено перевернуть какой-либо предмет – корыто, таз, кастрюлю, для того, чтобы их дно служило крышей и защищало то, что под ней, от пыли, влаги, жары и т.п., и это не расценивается как создание оэля.

Постоянный и временный оэль

Говоря о запрете оэль, необходимо разграничить между постоянным оэлем (на иврите: אהל קבוע — оэль кавуа) и временным (на иврите: אהל עראי — оэль арай). Оэль кавуа – это навес, построенный более, чем на восемь дней и минимальная площадь крыши которого 8х8см. Оэль арай – это навес, построенный менее, чем на восемь дней, площадь крыши которого меньше, чем 8х8см.

Оэль арай может быть трех видов:

  1. тот, который создан, чтобы укрываться в нем от дождя, ветра или солнца;
  2. тот, который создан не в качестве укрытия, а для использования образующегося под крышей пространства;
  3. тот, который не создан ни в качестве укрытия и не для образующегося под крышей пространством, а исключительно для того, чтобы использовать поверхность его крыши.

Согласно Торе, создание и разрушение оэль арай не считается строительством и разрушением, запрещенным в субботу. Однако мудрецы, благословенна их память, опасаясь, как бы человек по ошибке не построил или не разрушил оэль кавуа, в определенных ситуациях запретили строительство и разрушение оэль арай. Оэль арай первого типа (защищающий то, что находится под ним), согласно постановлению мудрецов, запрещено устанавливать и разбирать, даже если у него нет стенок. Поэтому в субботу запрещено растягивать тент или целлофан, устанавливать в качестве навеса фанеру или картон, даже не закрепляя их, для того, чтобы оградить ребенка от солнечных лучей или от насекомых. Одно из любимых детьми занятий – строительство шатров из одеял и простыней, в которых они потом сидят, лежат, играют. Сегодня популярны у детей готовые складывающиеся шатры различной формы, сделанные из ткани, натянутой на эластичные обручи. Из конструктора, кубиков, LEGO зачастую дети мастерят здания с крышей, в которых «живут» кукольные человечки или зверюшки, или «хранятся» какие-либо игрушечные предметы. Если под крышей таких и им подобных сооружений помещается куб со стороной 8см и более, следует приучать детей пяти-шести лет воздерживаться от этих игр в субботу. Если один из таких шатров был уже построен, его запрещено разбирать в субботу, т.к. это является разрушением оэль арай.

Крыша – тент, простыня, фанера и т.п., которую держат в руках, даже если она призвана защищать от дождя или солнца, не считается оэлем, и на нее не распространяется запрет оэль арай. Поэтому разрешено натягивать талит в качестве хупы над читающим свиток в праздник Симхат Тора и это не считается строительством. (Пользование зонтом в субботу запрещено по ряду причин, несмотря на то, что при пользовании им его держат в руках).

Создание оэль арай, у которого есть стены, запрещено только в случае, если строительство происходит по принятому порядку, т.е. возведение стен и, только после этого, – крыши. Установить крышу, а под нее подвести стены, т.к. обычно люди так не строят, мудрецы не запретили. Поскольку на навес, который держат в руках, не распространяется запрет оэль, разрешено в субботу поднять навес и, держа его в руках, подвести под него стены.

Поскольку при разрушении оэля иногда сначала ломают крышу, а потом стены, а иногда наоборот, и нет при этом определенного порядка, разбирать оэль арай запрещено, даже если сначала убрать стены, а только потом – крышу.

Законы создания оэль арай второго типа, т.е., когда крыша не защищает то, что под ней, от дождя или солнца, но, с другой стороны, в пространстве, образовавшемся под ней, есть практическая необходимость, несколько отличаются от законов оэля первого типа. Если оэль арай, крыша которого призвана защищать от жары и влаги, запрещено создавать, даже если стенки или подпорки уже были установлены до субботы, оэль арай второго типа разрешено натянуть в субботу, если стены или подпорки уже были установлены до субботы. Разрушать такой шатер запрещено, даже если снять только его крышу, а стенки останутся на месте. Законоучители считают, что, хотя по букве закона крышу оэль арай второго типа разрешено устанавливать в субботу на уже готовые стенки или ножки, тем не менее, желательно, если нет особой необходимости, воздержаться от этого. В связи с этим предостережением, те, кто во время пасхального сэдэра пользуется трехэтажным блюдом для мацы (три подноса, которые крепятся один над другим), если расстояние между подносами 8см и более, должны постараться собрать это блюдо до праздника, а если не успели или забыли, то собрать в праздник измененным способом: держать поднос в руках и вставлять под него ножки. Разбирать такое блюдо в субботу или праздник запрещено.

Оэль арай третьего типа – это сооружение, которое напоминает навес, но предназначено для пользования его крышей, а в пустом пространстве, образовавшемся под ним, нет надобности. Такой вид оэля разрешено устанавливать и разбирать в субботу (если при этом, как понятно, не происходят другие нарушения субботы помимо строительства оэля). Разрешено в субботу сложить две стопки книг и положить на них ту книгу, которую в данный момент читают, как это иногда делают, в качестве подставки для того, чтобы приподнять нужную книгу. Хотя стопки книг являются как бы стенками оэля, а книга, положенная на них – его крышей, это считается оэль арай третьего типа, создание которого разрешено, т.к. в пространстве под крышей нет никакой надобности. (В отношении того, разрешено ли использовать святые книги в качестве подставки или является неуважени

ем к святыням, существует спор между знатоками Торы. Многие наши учителя считают, что можно положиться на то мнение, согласно которому это не запрещено). Стол, крышка которого легко ставится на ножки, разрешено разбирать и собирать в субботу, поскольку основное пользование столом – это использование его поверхности, а то, что в пространство под крышкой стола можно поставить ноги, является лишь удобством, а не основным предназначением стола.

Головные уборы

Хотя в своде законов сказано, что в субботу запрещено носить головные уборы, поля или козырьки которых достигают 8см, на практике многие одевают в субботу шляпы и с более широкими полями. Объясняется это тем, что эти люди пользуются шляпами больше для красоты, нежели в качестве защиты от солнца. Поэтому законы об оэле на них не распространяются.

Расширение уже существующего оэля

Запрет строительства оэля распространяется только на ситуации, когда до субботы его не было вообще и его создали изначально в субботу или если продлили уже существующий оэль и дополнительной частью собираются пользоваться восемь дней и более. Если оэль, будь то оэль арай или оэль кавуа, уже существовал до субботы, разрешено к нему пристроить временное продолжение (на иврите: תוספת אהל עראי — тосэфет оэль арай), т.е. такой дополнительный участок, которым планируется пользоваться менее восьми дней.

Если навес детской коляски (даже такой, который запрещено полностью раскрывать в субботу из-за запрета оэль) частично был открыт до субботы, разрешено открыть до конца в субботу или присоединить к нему целлофановое продолжение, защищающее ребенка от дождя, или подвесить простынку от солнца, т.к. в этих ситуациях речь идет о тосэфет оэль арай.

Разрешено в субботу или в праздник закрыть сукку от дождя брезентом или клеенкой, поскольку это расценивается как дополнение к уже существующему оэлю, т.к. крыша сукки существовала еще до наступления субботы или праздника.

Тосэфет оэль арай следует всегда начинать строить (натягивать, раскрывать и т.д.) со стороны уже существующего оэля. Минимальная ширина уже существующего оэля должна быть 8см. В случае, когда раскрывают свернутый тент, необходимо, чтобы до субботы тент был отмотан минимум на 8см. Моток в свернутом состоянии не считается уже существующим оэлем, даже если его ширина больше 8см.

Так же, как тосэфет оэль арай разрешено строить, его разрешено и разрушать, оставляя только тот участок оэля, к которому оно было присоединено. Поэтому после дождя разрешено снять клеенчатое покрытие-дождевик с детской коляски или убрать тент, которым покрывали сукку. Цельный оэль арай запрещено разрушать в субботу, даже если оставить нетронутой его часть шириной в 8см и больше, поскольку даже частичное разрушение оэля запрещено.

Пространство между предметами, которые удалены друг от друга на расстояние меньше, чем 24см, по законам Торы считается заполненным и называется ловуд. Поэтому, если до субботы были натянуты веревки на расстоянии меньшем, чем 24см одна от другой, или были уложены рейки и т.п. не дальше, чем 24см одна от другой, разрешено на них положить фанеру или растянуть тент, т.к. расстояние между веревками или рейками считается заполненным и оэль как бы уже существует до субботы.

Из закона ловуд есть еще одно следствие, касающееся оэля. Поскольку пространство между предметами, отстоящими друг от друга менее, чем на 24см, не считается прерванным пустотой, тосэфет оэль арай разрешено создавать в субботу, даже если оно отдалено от уже существующего оэля на расстояние до 24см. Однако если тосэфет оэль арай строится в отдалении от уже существующего оэля больше, чем на 24см, как в сторону, так и в высоту, оно расценивается не как тосэфет оэль арай, а как отдельный оэль, который разрешено строить в субботу.

В Талмуде и в «Шулхан Арухе» приводится закон, что тент, к которому прикреплены ремешки или тесемки, с помощью которых его можно натягивать, разрешено раскрыть в субботу, даже если он не был до этого раскрыт на 8см и им планируют пользоваться меньше, чем восемь дней.

Перегородки

Один из видов строительства, запрещенного в субботу Торой, — это установление перегородки (на иврите: מחיצה — мехица). Если перегородка сделана для пользования в течение восьми дней и более, ее строительство и разрушение однозначно запрещено. Когда говорится о создании или аннулировании временной перегородки на срок менее указанного срока, закон зависит от того, для чего она служит. Если такая перегородка используется в личных целях, как например, для защиты от солнца, ветра, посторонних взглядов и т.п., ее разрешено устанавливать и устранять в субботу. Дело обстоит иначе в случае, когда перегородка, пусть даже временная, сделана для исполнения законов Торы, как например, если ею пользуются в качестве третей стенки, которая делает постройку пригодной для исполнения заповеди сукка или ограждения, позволяющего в субботу выносить предметы из частного владения в общественное, вносит из общественного владения в частное и переносить в общественном владении. Такую перегородку (на иврите: מחיצה המתרת — мехица а-матэрэт), даже если она нужна менее, чем на восемь дней и даже если она сделана таким образом, что ее можно складывать и раскладывать, запрещено устанавливать и устранять в субботу.

В месте, где находятся святые книги, тфилин и мезуза, запрещено справлять естественные потребности, раздеваться, а также запрещена интимная близость. Существуют две возможности закрыть книги или мезузу: либо покрыть их двойным покрытием, либо установить перегородку, закрывающую книги или мезузу, высотой минимум в метр. Такая перегородка превращает комнату в два отдельных владения, делая разрешенными совершать за ней вышеперечисленные действия, и, соответственно, считается мехица а-матэрэт, которую запрещено устанавливать и устранять в субботу. Если книги, тфилин или мезуза покрыты одним покрытием, а перегородка выполняет функцию второго покрытия, в случае, если нет другой возможности, разрешено ее установить в субботу.

Более строгий закон в отношении мехицы а-матэрэт объясняется ее особой важностью, выражающейся в том, что ее наличие влияет на закон. Однако не все то, что влияет на закон считается строительством в субботу. Так, например, открывание и закрывание окон и дверей разрешено, даже если это влияет на законы сукки, ирува и др.

Установление и устранение временной ширмы в больнице

Установление и устранение временной ширмы между кроватями в больнице, которая нужна, чтобы отгородить одного больного от других, разрешено, даже если иногда она может повлиять на законы Торы: благодаря ей человеку будет разрешено благословлять, молиться и т.п. Однако если ее изначально собираются использовать ради обоих целей, ее запрещено устанавливать и устранять.

Мехица а-матэрэт, в которой больше нет надобности

Когда в мехице а-матэрэт больше нет надобности, она превращается в обычную временную перегородку, которую разрешено устанавливать и устранять. Продлить уже существующую перегородку, даже если говорится о мехица а-матэрэт, разрешено, подобно продлению оэля. Поэтому, если еще до субботы была установлена ширма высотой 8см или более, разрешено в субботу сделать ее выше, при условии, что достройкой планируют пользоваться меньше, чем восемь дней.

Запрещено в субботу повесить занавесь для постоянного пользования. Но если занавесь вешают временно в качестве ширмы, не пользуясь при этом гвоздями или кнопками, – это разрешено. Аналогично этому разрешено, не пользуясь гвоздями и кнопками, временно повесить покрывало или простыню, чтобы завесить окно от попадания солнца или если стекло разбито, чтобы уменьшить проникновение в помещение холода и ветра.

Библиография

Основными источниками приведенной информации являются: Вавилонский Талмуд, «Шулхан Арух», «Шулхан Арух а-Рав», «Мишна Брура», «Шмират Шабат кэ-Илхата», «Хут Шани», «Орхот Шабат» и некоторые другие книги.

Продолжение здесь

Была ли эта информация полезной?

Да
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому