Берешит, 20-21
Авраам в Граре
После разрушения Сдома и Аморы Авраам решил двинуться в сторону юга страны. Он покинул Хеврон, где прожил целых двадцать пять лет, и отправился в Грар — землю Филистимлян.
Как это произошло и при спуске в Египет много лет назад, Авраам снова скрыл тот факт, что Сара была его женой, опасаясь, что филистимляне могут захотеть убить его ради возможности её заполучить. Поэтому, полагая, что Сара — всего лишь сестра Авраама, царь филистимлян Авимелех забрал ее в свой дворец. Но Всевышний снова приходит на помощь Аврааму и Саре: Он поражает Авимелеха и весь его дом болезнями, чтобы никто не мог навредить праведникам, а затем приходит к царю во сне с предупреждением. Как только тому становится известна причина его внезапного наказания, он приглашает Авраама к себе и просит у него прощения. Чтобы заплатить свою вину, Авимелех преподносит Аврааму и Саре щедрые дары. Авраам молится Всевышнему, чтобы Тот исцелил царя и его окружение, и его молитвы сразу были услышаны. После этих событий Авимелех и весь его народ убедились, что Авраам — по-настоящему святой человек, поэтому попросили его остаться жить в Граре среди них. Авраам согласился и прожил у филистимлян двадцать шесть лет.
Рождение Ицхака
Когда Аврааму было сто лет, а его жене Саре — девяносто, исполнилось обещание Всевышнего о потомстве: у них родился сын. Как и было заповедано им год назад, мальчика назвали Ицхаком. На восьмой день после его рождения Авраам сделал сыну обрезание, посвятив в священный завет, который Бог заключил с праотцом. Так Ицхак стал первым человеком, который был обрезан на восьмой день жизни, как того требует еврейский закон.
Ишмаэль
Но, как мы знаем, Ицхак не был первенцем Авраама, потому что за тринадцать лет до его рождения на свет появился Ишмаэль, сын Авраама от Агар, служанки Сары. Но Ишмаэль вырос не таким, каким его надеялся видеть отец. Его тянуло ко многим вещам, которые Авраам считал неприемлемыми. Например, он даже мог заниматься идолопоклонством, когда считал, что его никто не видит .
Сара не могла не замечать эти его наклонности и понимала, что Ишмаэль может оказать очень плохое влияние на подрастающего Ицхака. Поэтому она умоляла Авраама отослать сына служанки из их дома. Авраам понимал, почему Сара этого просит, но все же был привязан к юноше и к тому же боялся отправить своего сына туда, где его характер мог проявиться с еще худшей стороны. Однако Бог велел Аврааму прислушаться к словам Сары. Только после этого Авраам собрал Агар и Ишмаэля в путь, обеспечив их водой и пищей для путешествия, чтобы они могли благополучно вернуться в Египет, где Агар родилась.
Чудесный колодец
Однако в пути, находясь в пустыне Бэер-Шева, они заблудились и вскоре остались без воды. Агар не могла смотреть на страдания своего единственного сына и оставила его в тени куста, а сама села на некотором расстоянии и громко заплакала. Как и в прошлый раз, когда Агар уже оказывалась в пустыне, сбежав от Сары, к ней обратился ангел Всевышнего и заверил ее, что Бог все видит и знает, что произошло с Ишмаэлем. Ангел сказал, что Бог произведет от него великий народ.
После этого Всевышний открыл глаза Агар, и она увидела колодец с водой. Благодаря чуду они были спасены. Напоив сына, Агар продолжила свое путешествие. Бог благословил юношу, потому что тот был сыном Авраама. Ишмаэль вырос сильным мужчиной и стал стрелком из лука. Он жил на окраине пустыни Паран и достиг хорошего положения. Отчасти он следовал путям своего отца, но все же не полностью. Ишмаэль женился на девушке из Египта, и она родила ему много детей, от которых произошёл народ ишмаэльтян. Принято считать, что ишмаэльтяне, дети пустыни — это арабы, однако среди современных арабов, вопреки распространенныму мнению, потомков тех ишмаэльтян уже не осталось.