Сказано в Пиркей Авот: «И раздражительный не научит».
Если рав, обучающий учеников, злится, когда ему задают вопросы, его ученики не смогут учиться как следует. Рав должен проявлять к ученикам благожелательность в изучении закона, как сказано (Брахот 63б): «И говорил Б-г с Моше лицом к лицу». Сказал раби Ицхак: «Сказал Б-г Моше: “Как Я говорил с тобой благожелательно, так и ты должен обращаться благожелательно к народу Израиля”». И сказано (Йевамот 117а): «Как вода отражает лицо, в нее смотрящее, так и сердце человека (отражает) сердце другого». Раби Йеуда считал, что здесь говорится об изучении Торы. Раши объяснял, что если учитель относится к ученику благожелательно, то ученик понимает то, что учит, а если нет, то не понимает. А вот что писал Рамбам[1]: «Если ученики не поняли то, чему обучал их наставник, из-за сложности темы или из-за своего нетерпения, то учитель не должен сердиться на них или раздражаться, а должен повторять тему даже несколько раз, пока они не поймут».
Можно извлечь урок из истории, приведенной в Талмуде (Эрувин 54б). У рава Прейды был один ученик, которому тяжело давалась учеба. Раву Прейде приходилось повторять урок 400 раз, пока этому ученику наконец удавалось понять изучаемое. Однажды к раву Прейде пришли люди и попросили пойти с ними ради какого-то богоугодного дела. Рав Прейда, как обычно, повторил ученику урок 400 раз, но в этот раз и после этого ученик не понял. Спросил его рав Прейда: «Что случилось сегодня? Почему тебе не удалось понять изучаемое?» Ученик ответил: «С того момента, как к вам пришли и позвали для выполнения заповеди, я не смог сосредоточиться, потому что всё время думал, что вот сейчас вы встанете и уйдете». Рав Прейда сказал ему: «Сосредоточься и учись». И повторил ему урок еще 400 раз. Рав Прейда получил особый род пророчества (бат коль), и ему был предложен выбор: «Выбирай, в заслугу исполненной заповеди, чего ты желаешь: прожить 400 лет или удостоить себя и всё твое поколение будущего мира?» Рав Прейда ответил: «Я желаю, чтобы сам я и всё мое поколение удостоились будущего мира». Сказал Всевышний: «Дайте ему и то и другое». Пусть умный примет к сведению.
[1] Алахот талмуд Тора, глава 4, алаха 4.