Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Как бороться с плохим началом?

Вопрос раввину:

Как бороться с плохим началом, которое в себе?

Ответ:

Два довода йецер а-ар

Чтобы победить врага, нужны две вещи: знать, в чём его сила, какое у него оружие, — это поможет вести себя с необходимой осторожностью; и обладать военным искусством, т.е. знать, как побеждают врага.

Виленский Гаон писал: если мы хотим постичь суть любого явления или предмета, надо посмотреть, где это в первый раз упомянуто в Торе (см. об этом статью «Почему Лавану так много места уделяется в Торе?»). Значит, нам следует посмотреть, где в Торе впервые упоминается сила йецер а-ра (дурного стремления), а также где в Торе впервые приводятся «методы» борьбы с ним (основы «военного искусства»).

Доводы йецер а-ра впервые излагаются в Торе в главе Берешит (3, 1). Это слова змея, который, как известно, и является йецером. «…Подлинно ли сказал Б-г: “Не ешьте ни от какого дерева в саду”?», сказал змей, намереваясь искусить Хаву отведать от запретного плода. Виленский Гаон пишет («Адэрет Элиягу»): «Открыла здесь нам Тора, что у йецера всего два [основных] довода. Сначала он приходит к человеку с утверждением, что выполнять повеления Всевышнего никак невозмозжно, потому что они невыполнимы».

«Сначала он приходит к человеку с утверждением, что выполнять повеления Всевышнего никак невозмозжно, потому что они невыполнимы»

С таким доводом йецер а-ра обычно обращается к человеку, который недостаточно хорошо знаком с законами Торы, — потому что такому человеку кажется, что всё запрещено. Но тому, кто в точности знает законы Торы и границы, в которых действуют запреты, известно, что запретов немного и соблюдать их не так уж трудно. Поэтому довод змея не убедил Хаву, которая прекрасно знала, что Всевышний запретил, а что нет. Поэтому она ответила змею (стихи 2, 3): «…Из плодов деревьев этого сада мы можем есть. Только из плодов дерева, которое в середине сада, сказал Б-г: “Не ешьте от него…”».

Второй довод змея был (стих 4): «…умереть не умрёте». Т.е., вы не должны бояться, что умрёте, Всевышний имел в виду не физическую смерть, это всего лишь аллегорическое выражение, означающее увеличение знания, разума. Виленский гаон пишет: «И это второй довод йецер а-ра, [который он приводит], чтобы человек свернул с пути разума в толковании Торы, чтобы он увидел разрешение [там, где есть запрет] и “открыл смыслы”, противоречащие Закону».

Таковы основные доводы дурного стремления.

Для Йецер а-ра нет входа

Информацию о том, как победить йецер а-ра, мы встречаем в Торе первый раз, когда Б-г упрекает Каина. Известно, что Каин принёс жертву Всевышнему не из лучшей части урожая и Всевышний его жертву не принял. Каину стало очень досадно, и лицо его поникло. «И сказал Господь Каину: “Отчего досадно тебе? И отчего поникло лицо твоё? Ведь если станешь лучше, прощён будешь, а если не станешь лучше, то у входа грех лежит, и к тебе влечение его, но ты будешь господствовать над ним”» (Берешит 4, 5—6). Магид из Дубно в книге «Оель Яков» комментирует от имени Виленского Гаона: слова «у входа грех лежит» означают, что дурное стремление имеет силу только там, где есть «вход», т.е. когда человек сомневается, выполнить волю Всевышнего или нет. И, воспользовавшись этим «входом», говорит Магид из Дубно, йецер может с лёгкостью направить человека на дурной путь. Но если у человека нет «входа» для нарушения воли Всевышнего, если это представляется ему невозможным, йецер а-ра не сможет к нему «войти».

Изучение Торы

В «Мидраш Тэилим» (119) мы находим иное толкование слов «у входа грех лежит». Там сказано так:

«Дурное стремление не входит в дом учения. Всю дорогу идёт вместе с человеком, а когда приходит [человек] в дом учения, нет у [йецера] разрешения заходить туда».

Мидраш выводит это из слов «у входа грех лежит», т.е. у йецера хватает сил, чтобы победить человека, только пока тот не зашёл в бейт-мидраш (дом учения). Отсюда ясно, как можно победить йецер: с помощью изучения Торы. Подробнее об этом см. в статьях «Какая связь между праздниками Песах и Шавуот»  и «Почему в Шавуот приносили два квасных хлеба?»

Ограда

И ещё один важный «метод» — возвести ограду и не приближаться к греху. Это следует из мидраша «Бэмидбар Рабба» (19, 2), где сказано, что змей всегда находится между оградами. Виленский Гаон объясняет (приводится в книге «Эмуна вэ-Ашгаха»), что этот мидраш учит: йецер сначала соблазняет человека преодолеть «ограду» запрета (пренебречь ограничениями, которые помогают избежать запрета, не оказаться с ним «лицом к лицу»), а не нарушить сам запрет. И это то, что сделал змей, когда принудил Хаву дотронуться до запрещенного дерева (как рассказывается в Мидраше «Берешт Рабба», 19), нарушив, тем самым, ограду, которую постановил Адам.

Была ли эта информация полезной?

Да
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому