«И воздыхали сыны Израиля от работы, и возопили»
Шмот (2:23)
Видел ли кто-нибудь в последнее время кары египетские? Раби Бааль Шем Тов нашел для нас стих из книги пророка Ирмияу. Перед страшным разрушением пророк обращался к Б -гу в молитве: «О, Б -же Всесильный, Ты сделал небо и землю Своей великой силой и простертой рукой, ничто не сокрыто от Тебя!.. Ты совершил чудеса и знамения в земле египетской, известные и до сего дня, и в Израиле, и среди людей, и сделал Себе имя, известное и поныне» (Ирмияу, 32:17-20).
Что значит «до сего дня»? Ведь каждая кара длилась семь дней, а потом исчезала туда же, откуда приходила (Шмот Раба, 9:12).
Раби Бааль Шем Тов отвечал на это так: действительно, «до этого дня»! Каждый человек, у кого открыты глаза и сердце, может обратить внимание и заметить вокруг себя «чудеса и знамения в Израиле и среди людей» – чудеса, происходящие каждый день.
Исход из Египта и сопровождавшие его кары призваны научить нас чему-то большему. Если нам заповедано упоминать о них ежедневно утром и вечером и посвящать им особый праздник, Песах, так это потому, что они дают урок на все времена – они учат тому, что Творец «воздает человеку по путям его и по плодам поступков его» (Ирмияу, 32:19) . Как сказано в Мидраше (Берешит Раба, 11:10), после завершения создания мира Творец покоился от Своей работы: «От работы над миром Он покоился, но не от работы над грешниками и праведниками – Он продолжает действовать и с теми, и с другими».
Однако, чтобы видеть награду и наказание в мире, нужно размышлять и различать руку Б -га, властвующую над всем.
Раби Ицхак Айзик Хавер описал наше состояние с помощью притчи.
Один человек совершил тяжкое преступление. Судья решил, что недостаточно отправить его в тюрьму или побить палками. Он приказал заточить его в темнице, и не сообщать, сколько лет ему придется ожидать свободы, и иногда выводить его для побиения палками – то больше, то меньше – пока он не отчаится и не начнет думать, что нет конца его наказанию. Лишь тогда вина его будет искуплена.
Заключенный увидел, что время от времени его выводят, чтобы избивать палками, и решил, что это жестокий тюремщик издевается над ним в свое удовольствие. Упал он к его ногам и стал со слезами на глазах просить о милосердии.
Когда судья услышал об этом, то пришел в ярость. Ведь если осужденный думает, что избиение – это следствие жестокости тюремщика, и не понимает, что это часть установленного наказания, оно теряет смысл. Поэтому судья приказал увеличить наказание, урезав заключенному пищевой рацион.
Понял преступник, что навлек на себя беду, и написал письмо с мольбой к судье. В нем он объяснял свою ошибку: «Если бы меня били регулярно и в установленное время, я понимал бы, что это делается по приговору суда. Или если бы каждый раз при этом я видел Вашу честь присутствующим при этом, то понимал бы, что тюремщик исполняет Ваш приказ. Но когда судьи не видно, а меня бьют в разное время, неудивительно, что я начинаю умолять тюремщика, полагая, что это его инициатива».
Смысл этой притчи такой. Из-за наших грехов нам было постановлено тяжелое изгнание. И мы стали думать, будто это враги терзают нас по своей прихоти (и они, кстати, тоже так думают). Поэтому мы стараемся действовать на всех фронтах: военном, политическом, дипломатическом… на всех, кроме одного: мы всё никак не хотим обратиться к Б -гу за милосердием, раскаяться в грехах и улучшить свое поведение. Не замечаем слова пророка: «О, Ашур, посох гнева Моего, и посох в руке его – Мое негодование» (Ишаяу, 10:5).
Но мы приводим в свое оправдание два довода: «Почему Ты, Б -же, стоишь вдалеке, скрываешься в моменты бедствий?» (Теилим, 10:1). Когда Судьи не видно, и мы не знаем заранее, в какой момент наступит несчастье, приходит мысль, что тюремщик бьет нас по своей воле.
То же самое было и у евреев в Египте: «И воздыхали сыны Израиля от работы, и возопили». «Они вопили из-за тягот своей работы» (Сфорно). «Они не к Б -гу кричали, чтобы Он спас их, но кричали, как человек, которому больно» (Ор а-Хаим).
«И поднялся их вопль от работы ко Всесильному». Тогда был послан Моше, чтобы открыть им Судью и предупредить заранее о надвигающихся карах. Он пришел научить нас тому, что ничто не происходит само по себе, и что, если мы захотим спастись, не к тюремщику надо обращаться, а к Верховному Судье. Ему следует молиться, и тогда Он быстро избавит нас.