Когда человек слышит благословение другого еврея, он обязан ответить «амейн», даже если не намерен выйти в этом благословении. И в Зоаре сказано, что того, кто не отвечает «амейн» после благословений, ожидает очень серьезное наказание.
Также сказали мудрецы, что если человек слышит, как другой еврей молится или благословляет другого еврея (даже без имени Всевышнего), – надо ответить «амейн».
Отвечать «амейн» можно даже с непокрытой головой (например, на пляже). Но если человек намеревается «выйти» в этом благословении, желательно покрыть голову, хотя бы рукой.
В то время, когда произносишь «амейн», надо помнить, что оно означает: «то, что было сказано в благословении – истина и я верю в это». Также необходимо знать значение благословения, на которое отвечаешь «амейн».
«Амейн» надо произносить четко и немного протяжно, так, чтобы за это время можно было бы успеть сказать: «Эль мелех нээман» (Всвышний – надежный царь).
Нельзя отвечать «амейн» громче, чем благословляющий произносит благословение. «Амейн» отвечают сразу после того, как благословляющий закончил благословение. Если после благословения прошло время, в течение которого человек успевает произнести «шалом тебе раби» («Шалом тебе, раби»), – нельзя отвечать «амейн». Но если человек находится среди большого количества людей (например, на молитве в синагоге), можно отвечать «амейн», пока большая часть людей не ответила «амейн».
Запрещено произносить «амейн» просто так, без предшествующего благословения. Есть различие между «амейн», которое человек произносит после благословения, в котором собирается выйти, и между «амейн» на благословение, в котором человек не намеревается выходить:
— если человек собирается выйти в благословении (напри-мер, «кидуш»), но прослушал часть благословения, тогда запрещено отвечать «амейн», даже если человек знает, какое благословение произнесли.
— если у человека нет намерения выходить в благословении, то он может ответить «амейн», даже если не слышал всего благословения, главное, чтобы человек знал, какое именно благословение произнесли. Но если человек не знает, какое благословение произнесли, нельзя отвечать «амейн».
Если человек слышит благословение по телефону, по телевизору в прямом эфире или благословение, произнесенное
— если благословляющий находится близко от человека (и без микрофона можно было бы разобрать каждое слово, просто голос звучал бы немного тише), можно ответить «амейн»;
— если благословляющий находится далеко, надо воздержаться от произношения «амейн».
На благословения, звучащие в записи, запрещено отвечать «амейн».