Недельная глава ве-Зот а-Браха
Есть два типа людей. Там, где первый видит трагедию, второй видит возможность.
Если не дай Бог у каждого из них загорится дом, первый будет оплакивать прекрасный дом, который был у него раньше; а второй, глядя на происходящее, уже станет рисовать в своем воображении еще более красивый дом, который можно будет построить.
Взамен разбитых Скрижалей
Приближаясь к Симхат Тора, кульминации наших осенних праздников, мы размышляем об этом праздничном сезоне. Фактически он начинается 17 Тамуза, в тот самый день, когда началось разрушение древнего еврейского Храма в Иерусалиме.
В этот день мы оплакиваем утраченную славу нашего прошлого и жаждем восстановления Святого Храма. Признавая, что наши предки были изгнаны со своей земли за греховное поведение, мы с этого дня получаем сильный импульс к тому, чтобы исправлять свои пути.
Также 17 Тамуза на Синае Моше разбил первые данные ему Богом Скрижали, когда увидел ужасное зрелище — свой народ, танцующий вокруг золотого тельца. Быстро поняв, что они больше не достойны божественного Завета, он разбил Скрижали, бросив их на землю. А тот грех стал отправной точкой для долгого сползания, кульминацией которого стала вторая трагедия этого дня — разрушение Храма.
Помня об этих двух трагедиях, мы начинаем период покаяния, который продолжается вплоть до Рош а-Шана, первого дня нового года. В этот день Всевышний судит нас, и мы умоляем Его судить нас благосклонно.
Наша судьба остается неопределенной до Йом Кипура — дня, который в нашей истории считается днем искупления. В этот день Всевышний простил нашим предкам грех золотого тельца и согласился дать Моше новые Скрижали. В этот день Он прощает и нас.
Так круг замыкается.
То, что началось в день, когда Скрижали были разбиты, завершилось в день, когда были даны новые. То, что начиналось как стремление к покаянию, заканчивается абсолютным искуплением. Этот положительный вывод безусловный повод для радости, и мы действительно радуемся и начинаем праздник Суккот, время нашей всеобъемлющей радости.
Внезапный поворот
Танцуя на протяжении всего праздника, мы наслаждаемся вновь обретенным душевным равновесием и восстановленным благочестием. Мы радуемся с Богом, а Он радуется с нами. Мы празднуем с Торой, и Тора празднует вместе с нами — с теми людьми, которые ее приняли.
В этот праздничный день очень уместно читать последнюю главу Торы. Ее стихи восхваляют Моше и его народ. В них ода нашему народу, нашей силе и духу. Ода Моше, его пророчеству и руководству.
Наконец произнесены последние кульминационные слова:
«И по руке сильной, и по каждому диву великому, которые совершил Моше на глазах у всего Израиля». 1
«Хазак! — заявляем мы по завершении чтения книги Дварим. — Мы стали сильнее».
Подождите. Что это были за слова? Какую силу Моше проявил на наших глазах?
Мудрецы учат, что именно этой силой он разбил Скрижали.2
Как, мы опять об этом? Я думал, мы уже это прошли. Это же было отправной точкой путешествия. А теперь то же самое должно стать кульминацией? Мы что, переводим время вспять?..
Цель греха
А секрет вот в чем: это нам демонстрирует, что по духу Тора соответствует второму типу, о котором мы говорили в самом-самом начале. Помните о двух разных людях? Тора смотрит с позитивной стороны и воспринимает трагедию как потенциальную возможность, а грешника — как потенциально кающегося.
Талмуд учит, что наши предки в силу божественной воли были вынуждены поклоняться золотому тельцу. Получив Десять Заповедей, евреи пребывали в благочестивом состоянии и ни за что не предали бы Бога, если бы Он не принудил их к этому. Но Он сделал это, чтобы продемонстрировать силу покаяния.3
Грех золотого тельца демонстрирует огромную силу раскаяния. Покаяние вернуло нас даже с края идолопоклонства. И это не только восстановило нашу связь с Богом, но и сделало ее еще сильней, чем прежде.
Точно так же, как веревка прочней всего там, где она порвалась и была завязана узлом, так и отношения наиболее крепки, когда их предали, а затем восстановили.
Процесс покаяния начался для наших предков, когда Моше разбил Скрижали. Тора рассматривает это не как момент неудачи, а как момент начала исцеления.
Симхат Тора
Вот почему мы танцуем в кругу на праздник Симхат Тора. Ученый и невежда, благочестивый и не очень набожный — все вместе в одном кругу. У круга нет начала и конца, нет высшей и низшей точки, там все равны.
В этот день нам напоминают, что невежественные и нечестивые — не безнадежные грешники, а потенциально кающиеся. И вопрос не в «если», а в том, когда.
В этот день они не пополнят ряды ученых и благочестивых людей, а возможно, уже начнут их превосходить.4
Сноски
- Дварим, 34:12.
- См. Коммент. Раши.
- Авода Зара, 4б.
- На основе Ликутей Сихот, т. 9, стр. 237.