В течение еврейского года есть несколько особых дат, в которые принято есть плоды нового урожая, в основном фрукты — например, во второй день Рош а-Шана или в Ту би-Шват. Вкушение нового плода требует произнесения специального благословения шеехеяну (Благословен Ты, Господь… давший нам дожить до этого времени).
В наши дни, благодаря мировой экономике и различным достижениям в области технологий и сельскохозяйственной техники, многие плоды доступны круглый год даже в тех странах, где они обычно не растут. Как в свете этого рассматривать необходимость благословения шеехеяну? Можно ли его произносить перед употреблением плодов такого типа?
Ниже приведены некоторые основные рекомендации, которые помогут вам самостоятельно разобраться, когда шеехеяну действительно нужно произносить, а когда нет.
Увидев новый плод
Изначально, согласно еврейскому закону, благословение шеехеяну следовало читать не только вкушая новый плод, но и даже когда человек его просто впервые видел. Однако, если бы от созерцания плода он не получал никакого особого удовольствия, то не стоило бы произносить шеехеяну — в таком случае следовало дождаться случая попробовать этот плод на вкус.
Чтобы не делать различий между теми, кто получает удовольствие от вида новых плодов, и теми, кому это безразлично, общепринятым стал обычай произносить шеехеяну только в связи с употреблением плодов в пищу.1
Когда произносить благословение?
Следуя за большинством мнений, принято, что сначала произносится шеехеяну, а затем уже благословение на сам плод (Боре при а-эц или Боре при а-адама).2 Тем не менее, некоторые общины, особенно сефардские,3 поступают иначе и произносят благословения в обратном порядке.4
Плоды, доступные круглый год
Обычно никто не произносит благословение шеехеяну на фрукты и овощи, которые доступны на местном рынке круглый год — даже в том случае, если они чисто технически они сезонные, но продаются на протяжении всего года благодаря правильным условиям хранения, инновациям в сфере выращивания или даже просто из-за того, что их привозят из других стран.5 Так что, похоже, на большинство плодов, представленных в наших супермаркетах сегодня, произносить шеехеяну нельзя.6
Однако, если новые сезонные плоды заметно отличаются по вкусу и внешнему виду от более старых, то даже, если они доступны круглый год, при их употреблении следует прочесть шеехеяну.7 Кроме того, если некие фрукты или овощи можно на протяжении всего года найти можно только в специализированном магазине, а в остальных местах они доступны лишь в определенные месяцы, то благословение перед их употреблением можно произносить с началом сезона.8
Сушеные или приготовленные плоды
Само по себе благословение шеехеяну можно прочесть только на новые сезонные плоды. Таким образом, никто не произносит его на продукты, если они уже были приготовлены — и неважно, поджарены они, замаринованы или высушены, главное, что они прошли какую-либо обработку — так как в этом случае не очевидно, что эти плоды относятся к новому урожаю. (Это правило действует даже в том случае, если на плодах указана дата обработки, свидетельствующая о том, что они новые.9)10
И если в текущем сезоне человек уже ел какие-либо плоды, даже новые, в приготовленном или высушенном виде, он может прочесть шеехеяну, впервые отведав тот же плод в свежем виде.11
Два подвида
Благословение повторяется для каждого типа новых плодов, даже если они принадлежат одному и тому же виду. Например, два фрукта, которые имеют одинаковый вкус, но разные цвета, считаются фруктами двух видов.12 Однако некоторые галахические авторитеты считают, что для этого нужно отличаться не только по цвету, но и по вкусу.13
Фрукты, выращенные в результате селекции
Относительно плодов, выраженных в результате скрещивания нескольких видов растений, существуют разногласия.
С одной стороны, в Торе содержится запрет на скрещивание разных видов,14 но с другой, отсутствует запрет на употребление таких плодов.15 Так как гибридные плоды являются результатом научной деятельности человека, возникает вопрос, должны ли мы возносить Всевышнему за них отдельную благодарность в виде произнесения шеехеяну.
В связи со всеми этими обстоятельствами, следуя мнению большинства, принято воздерживаться от чтения шеехеяну на гибридные плоды.
Овощи
Большинство овощей доступно в течение всего года, а потому не стоит читать на них шеехеяну.16 Однако не стоит путать их с сезонными плодами, которые произрастают из земли (например, с дынями, арбузами, определенными ягодами и т.д.), на которые, несмотря на кажущееся сходство с фруктами, произносится благословение Боре при а-адама. Если эти плоды соответствуют приведенным выше критериям, шеехеяну при их употреблении в пищу следует прочесть.17
Сноски
- См. Седер Биркат а-Неенин, 11:12.
- Седер Биркат а-Неенин, там же; Мишна Брура, 225:11; Кицур Шулхан Арух, 59:14.
- См. Алахот Ктанот, 1:236; Каф а-Хаим, 225:24; Респонсум Йеаве Даат, 3:15.
- Гра, Маасе Рав, Хософот, 21; Арух а-Шулхан, 225:5 (там видно, что, хотя это был общепринятый обычай, по мнению автора, он неверен, и нужно сначала прочитать благословение шеехеяну).
- Седер Биркат а-Неенин, 11:15; Пискей Тшувот, 225:17-18.
- См. Пискей Тшувот, 225:17.
- Седер Биркат а-Неенин, 11:15.
- См. Пискей Тшувот, 225:17, примечание 110, осн. на Мишна Брура, 225:18.
- Пискей Тшувот, 225:17.
- Седер Биркат а-Неенин, 11:15; Пискей Тшувот, 225:17.
- См. Пискей Тшувот, 225:17.
- Седер Биркат а-Неенин, 11:14.
- См. Мишна Брура в Шаарей Цион, 225:17.
- Ваикра, 19:19; Талмуд, Кидушин, 39а.
- При условии, что этот плод не является результатом скрещивания чего-либо с виноградной лозой, как сказано в Торе (Дварим, 22:9): «Не засевай виноградника твоего семенами разнородными, чтобы не стали запретными урожай посева, которы посеешь, и плоды виноградника». См. Мишна, Килаим, 8:1; Талмуд, Хулин, 115а; Рамбам, Хил. Килаим, 1: 7.
- Рама, Шулхан Арух, Орах Хаим, 225:6. См. так же Кицур Шулхан Арух, 59:17, где цит. дополнительные причины обычая не произносить благословение шеехеяну на овощи.
- Седер Биркат а-Неенин, 11:12.