«И скажешь ты».
Дварим (26:3)
Раби Алших спрашивает: почему наши мудрецы решили, что в словах «В начале сотворил Б -г» имеются в виду первые плоды (бикурим), и почему они названы здесь «началом»? Что такого особенного в заповеди принесения первых плодов, что ради нее был создан мир? Ответ содержится в комментарии Раши: «И скажешь – что в тебе нет неблагодарности». Всевышний дает нам всё – жизнь и здоровье, счастье и спокойствие, семью и общество, заработок и пропитание. И что Он от нас требует за всё это? Только одно – чтобы мы чувствовали благодарность, чтобы говорили «спасибо». В этом смысл благословений перед едой – знать, что «Б -гу принадлежит земля и всё, что ее наполняет», и что Он по Своей воле дал ее людям.
На что всё это похоже? – спрашивает раби Алших, – на царя, который дал рабу поле, чтобы тот его обрабатывал. Трудился раб в поле и вырастил сад, который принес сладкие плоды. Раб собрал их, положил в корзину и принес во дворец к царю, сказав ему: «Смотри, вот плоды с твоего поля, я не осмелился вкушать их, пока не принес тебе. Ведь поле твое, а значит и плоды твои». Видя такую преданность, царь сказал ему взять весь остальной урожай себе.
В нашей недельной главе написано также и страшное увещевание – 98-мь жестоких проклятий.
Наши мудрецы установили порядок чтения недельных глав Торы таким образом, чтобы эти проклятия читались в конце года. Это намекает нам на то – «чтобы закончился год вместе с его проклятиями», а далее «начался год вместе с его благословениями». Но возможно, здесь есть и нечто большее, чем просто пожелание завершения времени проклятий. Возможно, чтение этого увещевания – это буквально подготовка к молитвам в наступающие для нас дни трепета. Ведь в разделе о первых плодах мы увидели, как важно признавать совершенное для нас добро, и что ради этого был сотворен мир. Это главное, что от нас требуется. Тем более, когда мы приходим просить о счастливом годе, надо прежде всего сказать «спасибо» за всё милосердие, что уже было сделано для нас, и лишь потом просить о новом.